Мастерство и колдовство
Живописец Ольга Орешникова
Ольга Орешникова принадлежит к славной династии петербургских художников: ее дед, Народный художник СССР, Орешников Виктор Михайлович, в течение четверти века был ректором ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. В этом институте училась и Ольга. Сейчас художница живет и работает в Израиле, ее работы находятся в различных музейных и частных галереях. Картины Ольги отличает крепкая Школа и чуть ироничный взгляд на философские проблемы бытия.
Плеяду знаменитых женщин-художниц (среди них — Александра Экстер, Наталия Гончарова, Любовь Попова, Ольга Розанова, Варвара Степанова, Надежда Удальцова), участвовавших наравне с мужчинами в создании радикального направления в искусстве начала ХХ века, Бенедикт Лифшиц назвал «Амазонками авангарда».
Только в России в авангарде художественного процесса находились такие сильные и удивительные женщины. Им не надо было доказывать свое равенство с мужчинами, они просто были им равны. Русские авангардистки не являлись феминистками, однако Наталья Гончарова эпатировала всех тем, что ходила в мужской одежде и жила в свободном браке.
К началу ХХI века женщины в искусстве перестали скрывать свою женскую природу. Этот глобальный процесс охватил все сферы творчества. Пример тому – бестселлер Лауры Эскивель «Шоколад на крутом кипятке», где философское осмысление жизни идет через кухню: каждая глава – этап жизни – начинается с подробнейшего рецепта особого блюда, приготовление которого превращается в феерию и сродни колдовству.
Новые веяния очень мощно и тонко прочувствованы и воплощены в живописи Ольги Орешниковой. Героини ее картин обольстительны и естественны, полны неги и лукавства. Театральность костюма, сложнейшей прически, возвышенность настроения приподнимает эти образы над реальным временем, заставляет воспринимать их не только глазами. Но — в каждой картине есть ловушка для простака-философа. Женская природа обманчива: и вот, в картине «Четки» печальная и отрешенная дева, равнодушно сидящая среди опавших яблок (символ грехопадения) рядом с прекрасной лилией (символ непорочности), оказывается, незаметно подтягивает к себе яблоко пальцами ног. Или картина «Шопот» — вдохновенное музицирование физически вызывает ощущение сладчайшей музыки – а из рожка незаметно высовывается голова певчей птички с раскрытым клювом.
Каждая женщина – колдунья. Это подметил еще Р. Киплинг, когда говорил о первобытной женщине в «Кошке, которая гуляла сама по себе». Без волшебства не обходятся даже самые обыденные вещи. А если колдует художник, то получается особенно вдохновенно, очарованию этого колдовства невозможно не поддаться.
Ольга Морозова
«Виртуозность – именно это слово пришло мне в голову, когда я рассматривал картины Ольги Орешников в первый раз. Уверенная рука мастера, головокружительные композиции и, кроме того, многоцветная палитра, богатство выбора цвета и гармония сложной техники исполнения. Все это приглашает нас в мир, забытый (или вытесненный в подсознание?), который вновь возвращает нам художник.
Внимательное изучение Ольгиных картин вознаграждает тех, кто ищет открытий в произведениях современного искусства.
С одной стороны, картины Ольги Орешниковой продолжают давнюю традицию Европейской художественной школы: кому-то откроется весна Средневековья и эпохи Возрождения, лето классицизма, осень в стиле рококо, а также зима-предвестница разлуки… И, во главе ежегодного цикла природы и культуры – царит образ женщины. Женщины на Ольгиных картинах – это одновременно и королевы, и волшебницы, владычицы, наслаждающиеся плодами мироздания.
Обладая естественным превосходством, они вторгаются и завоевывают волшебный мир легенд, народных сказаний и сельских пейзажей, в который с опаской проникают время от времени шутовские образы низких существ мужского пола.
Совершенство формы, цвета и светопередачи позволяют насладиться уникальным и чисто эстетическим переживанием, даже не занимаясь интеллектуальной интерпретацией картин. По сути, эти произведения были созданы искусным художником, знающим традиции многих столетий, личностью, открывающей нам неповторимое видение космоса и жизни».
Др Мартин Родан
Академия Художеств Bezalel
Иерусалим
Участие в выставках
- 1975 – персональная выставка в Доме Композиторов, Ленинград
- 1977 – персональная выставка в Доме Ученых, Ленинград
- 1993 – 19994 – персональная выставка в галерее «Oil Press» Иерусалим
- 1995 – персональная выставка в «Wold Gallery», Bourton on the Water UK
- 1996 – персональная выставка в «Shirly Gallery», Croydon UK
- 1998 – персональная выставка в Государственном музее штата Теннеси, США
- 1999 – персональная выставка в «Wold Gallery», UK
- 2000 – персональная выставка в «Wold Gallery», UK 2001 – персональная выставка в «Art House», Des Moines Iowa , США
- 2003 – персональная выставка в «Art House», Des Moines Iowa , США
- 2004 – персональная выставка в «Art House», Des Moines Iowa , США
- 2004 – «Артэкспо», Нью- Йорк
- 2005 – Wold Gallery UK + участие в 2-х ярмаНках — - одна в Дублине и другая в Эдинбурге