Искусство взаимодействия
Евгений Жилинский
Евгений Жилинский — архитектор, художник и критик. Участник Международного Биеннале архитектуры (София 1989) и Первого Биеннале Современного искусства (С-Петербург 1990). Во второй половине 90-х годов работал главным архитектором в Иерусалимском институте Урбанизма (сейчас — Gelehrter Architects). Член IAUA (Israel Association of United Architects) и ASAI (American Society of Architectural Illustrators).
После окончания архитектурного факультета Санкт-Петербургской Академии Художеств активно участвовал в художественной жизни города на Неве. Сюжетной живописью занялся, когда не увидел интересных перспектив в каноническом по тем временам безлюдном пейзаже и архитектурных фантазиях в духе Пиранези и Кирико. А от неё перешёл к комиксам как «любой думающий художник, который рано или поздно желает оживить свои образы» (Роберт Лонго).
Член художественных групп «Боевые слоны» и «Левиафан». Автор оформления альбомов группы «Браво» (Москва) — «Дорога в облака» и «Московский бит». Он – всегда в группе, ибо «Быть – это значит быть во взаимодействии».
Архитектура – это не только прочность и красота, но и «продукт почвы, на которой существует, и исторического периода, который в ней нуждается» (Эктор Гимар).
Евгений Жилинский, кажется, всегда был со временем в сговоре: когда оно бежало быстро — с легкостью оказывался в совсем неведомых художественных измерениях, если останавливалось – перемещался в пространстве. И «путевые заметки» его очень разнообразны: это и классические серьезно-монументальные формы, и креативно-независимые «стенограммы», свободные от точной фиксации реальности.
Архитектор, виртуозно владеющий техникой архитектурной иллюстрации, художественный критик и… один из первых в России, кто обратился к комиксам. Что совсем неудивительно, весь комикс — самое динамичное и жизнеутверждающее из искусств. Не случайно этот жанр терминологически определён на Западе как sequential art – искусство взаимодействия, развивающееся во времени и пространстве.
Комикс — это история, конец которой предполагает продолжение, бесконечная эволюция, не терпящая остановки, пик единения разных областей художественного творчества.
Комикс дает неограниченную свободу в трансформации мира, поэтому автор должен мыслить как сценарист, режиссер, актер, кинооператор. Ну и конечно как художник – при лаконичности выразительного языка — каждый штрих и цветовое пятно несут свою энергию и содержание. Привлекательный персонаж, занимательный сюжет, упрощенно-выразительная графика, резкие смены планов и ракурсов, наконец, рисунок шрифта – эквивалент живой речи с разнообразными интонациями — все здесь равнозначно.
Как и любое произведение искусства и литературы, комикс живой только в том случае, если может задеть, расшевелить и взбудоражить. Если в классической русской литературе сознательно замалчивалось зло как необходимая составная часть человеческой души, то – нате правду в неклассической! Насмешливый и ироничный, Жилинский безжалостно обнажает механизмы человеческого поведения, как опытный канатоходец балансирует на грани добра и зла, непристойности и приличия. Эмоциональная партитура каждый раз оригинальна, реакции и смыслы чередуются в самой неожиданной последовательности, но всегда – по закону драматургической композиции, а знание космологического порядка делает убедительным любой постулат: самая грубая материя становится откровением.
Истина одна, практика многообразна. Невероятный характер существует в невероятной жизненной ситуации, он всегда в одном возрасте, здесь и сейчас, для него нет опыта прошлого. А раз нет, то почему бы не создать своему герою хорошую компанию? И Е.Ж. щедро вводит в исторический фон самых авантюрных и неординарных парней: там, где есть агент 007 — Шерлок Холмс и Индиана Джонс тоже будут вполне уместны.
Небольшое временное смещение или напластование и вот историко-психологический сюжет: «Рахель и Лея или А ты ревнуешь?» Кстати, эта псевдореалистичная провокация уже не графика, а живопись: искусство комикса проходит тот же путь, что и искусство кино — от немого и черно-белого, снабженного лаконичными субтитрами – к мультимедийному шоу.
Циничность и романтика, серьезное и шутливое мирно сосуществуют как части одного целого, а чувство юмора и тонкого абсурда разрушает иллюзии, выдаваемые официозом за непоколебимые основы. Зрителю здесь не растолковывается что и как: пусть сам работает в силу своего интеллекта. Кто-то увидит одну линию, кто-то – множество.
Калейдоскоп контекстов, подтекстов и различных смыслов складывается в емкую матрицу конкретного исторического момента, который ностальгически улавливается любым человеком, причастным современной культуре. Живопись Евгения Жилинского, как и его комиксы — это мифотворчество о веселом выживании в жестоком мире.
Ольга Морозова
Выставки
Персональная выставка акварелей в Академии Художеств, Ленинград