Георгий Васильевич Ковенчук

Георгий Васильевич Ковенчук. Час пик

«О, этот юг, о, эта Ницца»
Выставка в Курской государственной картинной галерее имени А.А. Дейнеки

6 – 7 сентября 2007 года в культурной жизни Курска происходили весьма значительные события. Город посетил профессор университета Ниццы, издатель и коллекционер Рене Герра. Он прочёл несколько лекций о литераторах и художниках русского зарубежья. Публичные выступления основателя издательства «Альбатрос» и «Ассоциации по сохранению русского культурного наследия во Франции» происходили в стенах Курского университета и в Курской государственной картинной галерее имени А.А. Дейнеки. Именно последняя стала местом размещения выставки произведений Георгия Васильевича Ковенчука.

В крупных музеях с некоторых пор стало хорошим тоном дополнять экспозиционную деятельность некими акциями, превращающими показ коллекции в череду праздников. Всякий уважающий себя музей держит в запасе список “events” – мероприятий, долженствующих удивить и развлечь (а попутно образовать и просветить) своего зрителя. Провинциальные зрители пока лишь привыкают к подобной практике, отчего лекции г-на Герра, выставка в галерее и мастер-класс Г.В. Ковенчука, проведенный на Художественно-графическом факультете университета, в ощущении более всего походили на нежданный праздник. Равная значимость событий – лекции крупного учёного-слависта и вернисаж работ петербургского художника – не позволяет выстроить иерархию и определить, что и чему служило «мероприятием сопровождения». Одно дополняет другое, и всё в целом для публики представляет огромный интерес, поскольку лекции Рене Герра и выставка Георгия Ковенчука объединены общей темой: взаимоотношения и перекрёстные влияния двух культур России и Франции в ХХ веке.

Выставка и выступления гостей позволили понять, что недавно завершившееся столетие, несмотря на насыщенность событиями, было очень коротким, а известное выражение «связь времен» – не фигура речи, но сама реальность. Оба главных героя воспринимаются материализацией культурной памяти: «медиум» Рене Герра (секретарь, душеприказчик Сергея Шаршуна, корреспондент и собеседник Бориса Зайцева, Алексея Ремизова, Юрия Анненкова, Ирины Одоевцевой) – и «генетический» её носитель Георгий Ковенчук (внук художника Николая Кульбина). Дед художника «кубический Кульбин» (определение М. Кузмина) – офицер Генерального штаба, военный медик, писатель, поэт и художник в одном лице – был одной из ключевых фигур русского авангарда.

По словам Михаила Германа: «Дар и художественная деятельность Ковенчука отличаются редкой разносторонностью, умной иронией и поразительной изобретательностью. Он пишет большие картины, делает объекты, расписывает даже устричные раковины. Внук знаменитого общественного и художественного деятеля Николая Ивановича Кульбина, много способствовавшего развитию русского авангарда, Ковенчук с младых ногтей ощущал себя внутри передовой культуры XX века».

Г.В. Ковенчук окончил графический факультет Института им. И.Е. Репина (мастерская А.Ф. Пахомова). Много лет работал в «Боевом карандаше», был главным художником журнала «Аврора». Он – автор нескольких книг, предназначенных для детей и юношества. Сенсацией стало издание пьесы В. Маяковского «Клоп», оформленной Г.В. Ковенчуком (1975).

Плакат и книжная иллюстрация составляли «официальную» сторону деятельности художника в советское время, что не мешало параллельно заниматься станковой графикой и живописью. В последнее десятилетие Г.В. Ковенчук активно работает как станковист и создаёт монументальные проекты. Проекты памятника Оноре Домье в Париже и памятника пушкинскому Германну в Петербурге даже в стадии «бумажной скульптуры» (по аналогии с «бумажной архитектурой» – смелой манифестацией идеи, которая может и не найти реализации) ещё раз демонстрируют, что остроумное минималистическое решение легко уживается с немалым багажом культурно-исторических ассоциаций.

Выставка, открытая в Курской галерее называется «О, этот юг, о, эта Ницца». В экспозиции – живописные и графические работы, созданные художником между 1993 – 2007 гг. Название выставки и подбор работ возвращают нас к проблеме взаимодействия русской и французской культуры. Тютчевская строка, вынесенная в название, обусловлена тем, что значительная часть произведений выполнена непосредственно или по впечатлениям от поездок на юг Франции. Индустрия развлечений и «туристические» виды Лазурного Берега, Ниццы и Парижа, многократно запечатленные русскими и зарубежными художниками, увидены Георгием Ковенчуком по-своему, с иронией и лиризмом.

В сюжетно-тематических предпочтениях Георгий Ковенчук выступает наследником традиции, основанной импрессионистами – сосредоточивать внимание не на том, что изображено, а на том, как, и следственно на впечатлении от увиденного. Поэтому привычная классификация – «вот это – натюрморт, а вот – пейзаж и портрет» – применительно к его работам малополезна. Его стилистика основывается на лаконичных и выразительных пластических формах. Художник чужд повествовательности и избегает сюжетов, связанных с развёрнутой фабулой. Городская жизнь в её разнообразии: улицы, кафе, метро, уголки парков. Отдыхают курортники и южане в его средиземноморских и феодосийских «пляжах». Недвижны обитатели интерьеров, сидящие у окна, за столиком кафе или в музейных залах.

В работах практически всегда царит созерцательная тишина («Жанна в Париже», «В Эрмитаже», «На скамейке», «Модница»). Герои просто бездействуют и молчат, а если чем-то заняты, предпочитают занятия, которые выключают их из повседневной суеты: курят, потягивают напиток, музицируют. Музыкант, или персонаж с музыкальным инструментом очень часто оказывается протагонистом в работах Г.В. Ковенчука. Иногда он изображён на сцене («Концерт Хвостенко», «Шведский пианист Андерс Кильстрём»), но чаще – это вдохновенный созерцатель, ушедший в музыку где-нибудь в метро или на бульваре («Музыкант в Парижском метро», «Аккордеонист с Монмартра», «Гитарист»). Если героев в картине оказывается несколько, они не ведут диалогов. Зачастую сами улицы и набережные прекрасных южных городов метафизически пусты. Однако, при отсутствии изображённого движения и диалога героев, картины и графические листы Г. Ковенчука полны энергии и напряжения. Художник любит диагональное построение композиции, придающее динамичность самым статичным ситуациям. В работе «Цветы Ниццы» изображен букет калл и сидящая в профиль женская фигура, однако сама работа создаёт ощущение движения благодаря использованному приёму.

Как и русских авангардистов начала ХХ века Георгия Ковенчука привлекает «живописное делание». Работы написаны легко и темпераментно. Фактура экспрессивна и динамична, часто используется коллаж, когда в ход идут подручные материалы. Их подбор лишь на первый взгляд случаен. Картина «Париж. Монмартр» самим названием настраивает на определённый круг ассоциаций. Стремительное движение вглубь и не менее интенсивное движение на зрителя достигнуто за счёт диагонального построения композиции и изображения движущихся объектов. Оно словно затягивает нас в створ улицы. Ветрено. Начало сумерек. Отель, уходящие тоннелем вдаль дома с узнаваемым рисунком «французских» окон, фонарь, круглая афишная тумба с куполком, пара малолитражек и мужская фигура спиной к зрителю – вот почти полный перечень изображённого. Однако перечнем дело не ограничивается.

Удаляющийся прохожий одет примечательным образом. Хотим мы или нет, но сочетание чёрного берета и небрежно наброшенного на плечи красного шарфа, как компас будет указывать на Париж, его артистические кварталы и прямо – на лотрековского Аристида Брюана. Осознав это, мы начинаем вчитываться в «текст» работы, и в этом нам очень помогают вклеенные коллажные вставки: фрагмент листовки археологического общества с извещением о лекции «Жанна д’Арк и Париж», кусочек газетного объявления с предложением взять напрокат исторические костюмы – от Пер-Ноэля до Марии Антуанетты. Изображённый Париж оживает, наполняется голосами и звуками. Газетные объявления отсылают нас к ещё более давним, чем артистические традиции Монмартра, историческим и легендарным событиям. В конечном итоге картина, которая на первый взгляд показалась сделанной весело и быстро, превратилась в многослойный текст с вербальными и визуальными знаками французской истории и культуры.

В любой работе Г. Ковенчука есть элемент игры с предшественниками-художниками и со зрителем. Ее правила задаются выбранными и перетолкованными сюжетами или, иногда, экспрессивным формальным решением. «Красное кафе. Париж» – это и современное впечатление, и формула с давними историческими корнями. Вспомним, как часто во французской живописи изображались меланхолические парочки или любители абсента за столиком кафе: от импрессионистов до Ван Гога и Пикассо.

Герои картин художника наделены несколько форсированной характерностью («Попутчики», «Модница», «Мясник», «Жители Коломны»). Возможно, этот способ видения выработан плакатом, но склонность автора к иронии очевидна во многих работах. Этот приём – замечательный способ взаимодействия современного опыта с традицией, в особенности в том случае, когда художник обращается к привычным жанрам.

Мало кто из творцов не оставил своего автопортрета. На выставке есть и автопортрет Г.В. Ковенчука. Пузатый синий чайник. На выпуклостях его блестящей глазурованной поверхности три ярких блика, а в них три тёмных силуэта – монотипия «Автопортрет в чайнике». Тройной автопортрет писали многие живописцы. Из самых запоминающихся назовём автопортреты Лоренцо Лотто (XVI в.) и Мартироса Сарьяна (XX в.). В классической работе Лотто и в сарьяновском холсте очевидно желание дать представление о «многоликости» человека, возрастных переменах. Иначе у Г.В. Ковенчука. Рассматривая «Автопортрет в чайнике» думаешь не столько об авторе, сколько о зеркальных свойствах поверхностей, а также о границах жанров старого и современного искусства, что само собой приводит к известному тезису об искусстве как особой форме отражения реальности. Оптический эффект влечёт за собой череду размышлений о том, что и в чём оставляет следы и «отражается». И тут понимаешь, что факт существования и след присутствия автора может запечатлеться в его произведении самым неожиданным образом: окно мастерской Альбрехта Дюрера отразилось бликом на темном глазе его «Зайчика» (акварель 1502 г. из Альбертины).

Заметим, что для Г.В. Ковенчука знак и след определённого времени важен, равно как и зримое или незримое присутствие других творцов. Крылья Мулен Руж – знак Парижа, пёстрые флаги на шестах и пальмы – знак Ниццы, а красное кафе, залитое ярким искусственным светом, не может не напомнить о Тулуз-Лотреке, Ван Гоге и артистической жизни интернациональной богемы рубежа веков. Среди произведений, где рядом с автором незримо присутствуют иные творцы, работа «В Рембрандтовском зале» и картина «Этот холст на подрамник натянул В.В. Лебедев в 1950-х гг.». На ней изображено несколько матросов в парадной форме. Но содержание работы не в перечне изображённого, а в самой истории возникновения картины. Здесь важно другое – переживание традиции и связи времён: Владимир Лебедев (1891-1967) натянул холст, Георгий Ковенчук полвека спустя на этом холсте написал картину, но в картине как-то сами собой «появились» любимые и тем и другим морячки – образ, неотделимый от мифа о Петербурге-Петрограде-Ленинграде. Выставка в Курской государственной картинной галерее им. А.А. Дейнеки предоставила курским любителям искусства счастливая возможность познакомиться с творчеством Г.В. Ковенчука и ещё раз почувствовать в самом начале XXI века живую преемственность с художественными традициями русского и французского искусства начала ХХ века.

Марина Тарасова
научный сотрудник ККГ им. А.А. Дейнеки,
канд. искусствоведения

 
Георгий Васильевич Ковенчук. Георг Шолти в Петербурге
Георгий Васильевич Ковенчук. Георг Шолти в Петербурге
Георгий Васильевич Ковенчук. Ночной пляж в Феодосии
Георгий Васильевич Ковенчук. Ночной пляж в Феодосии
Георгий Васильевич Ковенчук. Моряки
Георгий Васильевич Ковенчук. Моряки
Георгий Васильевич Ковенчук. Мясник
Георгий Васильевич Ковенчук. Мясник
Георгий Васильевич Ковенчук. Монмартр. Улица мучеников
Георгий Васильевич Ковенчук. Монмартр. Улица мучеников
Георгий Васильевич Ковенчук. Жанна в Париже
Георгий Васильевич Ковенчук. Жанна в Париже
Георгий Васильевич Ковенчук. Жанна в старой мастерской
Георгий Васильевич Ковенчук. Жанна в старой мастерской
Георгий Васильевич Ковенчук. Вечер в Коломне
Георгий Васильевич Ковенчук. Вечер в Коломне
Георгий Васильевич Ковенчук. Крылья Мулен Руж
Георгий Васильевич Ковенчук. Крылья Мулен Руж
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года