Евгений Окс (1899 – 1968). «Незабытое наследие»

Евгений Окс (1899 – 1968). «Незабытое наследие»

8 — 19 апреля
Галерея живописного искусство МСХ (Товарищество живописцев)

Евгений Окс (1899 – 1968) — художник, о котором с полным правом можно сказать, что с его творчеством связаны упущенные возможности российского искусства первой половины ХХ века. Мастер, овладевший всеми приемами классической живописи; ученик знаменитого М.Добужинского; верный последователь М.Вламинка и П.Сезанна, Окс выработал свой, особенный, ни на кого непохожий язык колористической живописи и на нем создал ряд работ, художественно, а порой и социально значимых. Художник применял свой метод к лирическому городскому и деревенскому пейзажу, к портретам, натюрмортам, — одним словом, ко всем направлениям своего творчества. Индивидуальность, непохожесть на других в годы жизни Евгения Окса (это стало его творческой и человеческой трагедией) признавалась, точнее, терпелась властями государственными и художественными (в советсом обществе были и такие…) считанные десятилетия т.н. «оттепелей», пришедшихся на начало и конец его творчества. А около двадцати пяти лет, обычно являющихся расцветом творческих сил художника, он молчал и безуспешно пытался вписать свое творческое «я» в жестко предписанную модель повествовательного, сюжетного отрицания живого искусства, насаждаемую разнообразными чиновниками как кресла, так и палитры. Эти попытки тоже интересны и информативны, эти холсты и графические листы не только не уступают, но порой и превосходят те, что заполняли выставки, на которых не находилось места Евгению Оксу.

Начло творческого пути документировано очень фрагментарно: в эти годы Окс, уроженец С-Петербурга, учится живописи в родном городе и в Одессе, увлекается поэзией, находится на военной службе художником в ЮГРОСТА и в Кронштадте, после демобилизации переезжает в Москву, где начинается его профессиональный творческий путь. Известно о его участии в выставке группы «Н.О.Ж.» в 1924 г. Сохранились и несколько работ: автопортреты, классический портрет жены 1923 г., несколько городских видов и натюрмортов.

В начале 30-х годов в рамках импрессионстского подхода к живописи художник создает ряд прекрасных произведений, которые достойны украсить любое собрание: «Скатертный переулок», «Серебристый кувшин», ряд автопортретов, «Мерзляковский» и «Б.Ржевский переулки» и др.; среди них выделяются два подлинных шедевра, достойных места в Третьяковской галерее – «портреты тревог и надежд своего времени»: «Новый 1932 год» и «Красный трамвай» (с 1993 г. в собрании ГТГ). В эти же годы художник экспериментирует со стилем экспрессионизма, ознаменованным картинами «Дорога в Давыдково», «Летний полдень» и «Портрет Варвары Окс на голубом фоне», а также «собирает типаж» для «актуальных» работ.

С конца 30-х начинаются трудные времена: Окса подвергают критике за «влияние на его творчество формализма», а затем приходит военное лихолетье. Подорванное на фронте здоровье долго не позволяет ему работать в полную силу и поспеть к разделу мест на послевоенном художественном Парнасе. Лишь в 1946 – 47 гг. вместе с группой друзей – А.Глузкиным, М.Перуцким, А.Нюренбергом и др. – он пишет множество этюдов и вполне завершенных работ – деревенских пейзажей в Измалкове, подлинном «Подмосковном Барбизоне». Бедная послевоенная деревня, старые неказистые, но романтичные постройки, огороды-«зады», коровы и лошади, — все, чем жило село этих лет с «пустопорожними трудоднями» — ощутимо не вписывались в выставочные нормы, требовавшие урожает, ударников, тракторов, механизаторов, победных лозунгов. В этих картинах художник становится реалистом в буквальном смысле требований этого метода, — но такой реализм не был нужен его времени. Лучшие из измалковских работ поднимаются до мастерства настоящего импрессионизма, написаны вдохновенно и искренне и суть такие же документы времени, как и ранее «Новый год» и «Красный трамвай». С 1948 года художник практически замыкается в мире небольших студийных этюдов, которые пишет дома: виды из окна, небольшие измал ковские пейзажи, портреты близких людей, – искусство замершего времени….

«Оттепель» приходит в творчество Евгения Окса в середине 50-х вместе с возможностью вновь выйти с мольбертом на улицы и писать любимые уголки старой Москвы. Так появляются «Волков переулок» и «Сивцев Вражек», «Остановка на Беговой» и переулки, которые ныне уже никто не определит, все светлые, с благородно-пригашеной зеленью, с людьми своего времени – молодыми и в ставших вновь возможными ярких одеждах.

В последние свои годы художник впервые выезжает за рубеж и ступает на священную для мастеров кисти землю Италии, пишет переулки ее старинных городков и маленькие каналы знаменитой Венеции.

Он открывает для себя новую живописную и философскую тему: в начале 60-х в жизнь страны входят новостройки, которые, казалось, положат, наконец, конец тому самому «квартирному вопросу». Светлые свободно стоящие дома из вновь приблизившегося светлого будущего, поднимающиеся повсюду среди еще недавно подмосковной зелени подарили вдохновение многим его коллегам по художественному цеху. У Окса силы уже на исходе, но быть может потому ему и удалось с такой силой выразить этот праздник надежды – всего лишь в крошечных этюдах, но сверкающих как самые драгоценные бриллианты: «Хорошево строится. Весна», На стройке в летний день» и самый выдающийся и глубокий «Дорога в Хорошеве», который, будь он написан в монументальном размере, оставил бы далеко позади других своих современников….

Евгений Окс ушел вместе с последним отзвуком Оттепели, оставив нам свою живописную повесть о времени и о себе. Судьба щедро наделила его талантом и трудолюбием, и – рукописи не горят: заслуженное признание пришло в наши дни. Наследие мастера было открыто в 1990-х и сразу же привлекло внимание. Картины и графику художника включили в свое собрание ГТГ, Новоиерусалимский историо-художественный музей и Музей обороны Москвы. Его большие и малые работы представлены в многочисленных частных собраниях, выставки следуют одна за другой.

Эта выставка призвана почтить память Окса – одного из первых членов Союза Художников, вступившего в него уже в 1933 году и пронесшего верность высокому искусству сквозь все испытания, выпавшие на долю его и страны. Представленные на ней картины, этюды и графические листы охватывают все этапы его творческого пути и лучше всяких слов говорят о художнике – Мастере и Человеке.

Павел Дейнека, историк.

 
Евгений Окс (1899 – 1968). «Незабытое наследие»
Евгений Окс (1899 – 1968). «Незабытое наследие»
Евгений Окс (1899 – 1968). «Незабытое наследие»
Евгений Окс (1899 – 1968). «Незабытое наследие»
Евгений Окс (1899 – 1968). «Незабытое наследие»
Евгений Окс (1899 – 1968). «Незабытое наследие»
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года