Бакалович Степан Владиславович
(1857–1947)
Татьяна Карпова, Лидия Гладкова. Загадочный Бакалович. «РИ» № 2/2004.
Степан Владиславович Бакалович родился в семье Владислава Бакаловича, известного художника-педагога своего времени. Первоначальное художественное образование Степан получил у отца, обучаясь в Варшавской рисовальной школе. В 1876 году Бакалович приезжает в Петербург и поступает в Императорскую академию художеств, которую заканчивает с большой золотой медалью в 1881 году. Тогда же за картину «Святой Сергий благословляет Дмитрия Донского на битву и отпускает с ним двух иноков» Бакалович получает от академии право на пенсионерскую поездку. Сначала художник едет в Краков, затем в Париж, оттуда в Алжир и, наконец, в 1883 году добирается до Рима, где, пораженный красотой древней античной архитектуры, остается уже навсегда. С этого момента Бакалович разрабатывает в своей живописи исключительно сюжеты греко-римской жизни, для чего активно изучает историю и археологию античности и много времени проводит в Помпеях. Выставочная деятельность этого времени приносит ему широкую известность в России и Италии, он становится одним из столпов так называемого позднего академизма. Участвует в выстаках Императорской академии художеств, Общества поощрения художников, Общества любителей художеств, Санкт-Петербургского общества художников. В 1886 году за картины «Вечерний разговор», «Соседки», «Послание» и «Римский поэт Катулл читает свои стихи друзьям» Бакалович получает звание академика исторической живописи. С посещения Египта в 1903 году живопись художника обогащается новой — «восточной» — тематикой: Бакалович пишет «Моление Кхонсу» (1904 г.), «Амент, великая жрица Хатор, выходящая из святая святых после моления богине» (1906 г.) и другие, менее знаковые работы. В 1914 году проходит последняя выставка Бакаловича в Петербурге: с Россией художник прощается, представив публике картину «Последние лучи».