Бакст Лев Самойлович
(1866–1924)
Елена Беспалова. Бакст в Чикаго. «РИ» № 1/2004.
Елена Беспалова. Настенная живопись Бакста для дома Ротшильдов в музее «Уодесдон». «РИ» № 3/2004.
Настоящее имя Бакста — Лейб-Хаим Израилевич Розенберг. Известный русский художник и сценограф родился в Гродно в семье раввина. В 1883 году он поступает в Петербургскую академию художеств в качестве вольнослушателя, где учится до 1887 года. Подписывать свои работы именем «Бакст» художник начинает с 1889 года. Этимология псевдонима восходит к фамилии его бабушки по материнской линии Бакстер. В 1890 году Бакст продолжает учебу у Альберта Николаевича Бенуа, знакомится с его знаменитым братом Александром. В 1893–1899 годах художник активно путешествует по Европе, берет уроки в частных академиях Парижа. В 1898 году Бакст становится одним из основателей общества «Мир искусства». Его изысканно-графичный стиль формируется в годы работы над оформлением журналов «Мир искусства», «Ежегодник Императорских театров», «Художественные сокровища России», «Весы». Работая в разных техниках, Бакст проявил себя и как одаренный живописец, в том числе как мастер остроэкспрессивного портрета («В.В. Розанов», 1901 г., «С.П. Дягилев с няней», 1906 г., портрет Жана Кокто 1911 года, Ивана Бунина 1921 года). В 1907 году, побывав вместе с В.А. Серовым в Греции, Бакст создает ряд пейзажей, а также панно «Древний ужас», в котором античность представлена в ее дионисически-экспрессивном измерении. И все же наиболее известным оказался Бакст-сценограф. С 1902 года художник работал для Эрмитажного и Александринского театров, создав выдающиеся образцы так называемой живописной сценографии. Ближайший сподвижник Сергея Дягилева, с 1911 года Бакст занимал должность художественного директора «Русских сезонов». Его декорации для балетов «Клеопатра» А.С. Аренского, «Жар-птица» И.Ф. Стравинского, «Дафнис и Хлоя» М. Равеля поражали современников масштабностью экзотически-сказочного зрелища. С 1910 года Бакст жил в Париже, продолжая сотрудничать с дягилевской антрепризой: в 1917 году он пишет эскизы декораций и костюмов к балету Д. Скарлатти «Шутницы», в 1921 — к балету П. Чайковского «Спящая красавица». С 1914 по 1922 год Бакст выполнил ряд декоративных панно на сюжет сказки Шарля Перро «Спящая красавица» для особняка Д. Ротшильда в Лондоне, заложив основу популярного позже стиля «ар деко». Летом 1924 года, в парижском театре «Grand-Opera», во время репетиции балета «Истар», сценарий и оформление которого целиком выполнил Бакст, с художником случился нервный припадок. В конце года он скончался в клинике Руаль-Мальмезена и был похоронен на кладбище Батиньоль в Париже. Произведения Бакста хранятся в Третьяковской галерее, в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, в Театральном музее им. А. Бахрушина в Москве, в Русском музее, в Музее театрального и музыкального искусства в Петербурге, в Музее декоративных искусств в Париже, в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, в Музее Эшмолиана в Оксфорде, в Метрополитен-музее в Нью-Йорке и других отечественных и зарубежных собраниях. Архив Бакста находится в отделе рукописей Третьяковской галереи.