Боголюбов Алексей Петрович
(1824–1896)
Ольга Птицына. Неизвестный альбом А.П. Боголюбова. «РИ» № 4/2004.
Будущий мастер русской батальной марины, Боголюбов родился в семье помещика в селе Померанье Новгородской губернии. Рано лишился отца и был отдан в Алексеевский корпус, а оттуда переведен в Морской кадетский корпус в Петербурге. Окончив последний в звании мичмана, Боголюбов побывал на Мадейре, где познакомился с К.П. Брюлловым. Решив посвятить себя живописи, в 1850 году Боголюбов поступает в Академию художеств, где три года учится у М.Н. Воробьева и Б.П. Виллевальде. В это время Боголюбов испытывает сильное влияние И.К. Айвазовского и обращает на себя внимание двумя видами Кронштадской гавани и картиной «Наводнение в Кронштадской гавани в 1824 г.». Окончив академию в 1853 году, Боголюбов становится художником Главного морского штаба, оставляет морскую службу и в течение семи лет путешествует по Европе как «пенсионер» Академии художеств. В это время в Париже он работает в мастерских Э. Изабе, а в Дюссельдорфе в течение двух лет учится у Андрея Ахенбаха. По возвращении из путешествия Боголюбов получает звание академика, а в 1860 году — звание профессора живописи. Как художник Главного морского штаба по заказу императора он выполняет серию полотен на темы истории русского военного флота («Гренгамское сражение», 1866 г., Русский музей; «Гангутский бой», 1876 г., Центральный военно-морской музей Петербурга), завоевав славу выдающегося живописца-историографа. Помимо батальных полотен Боголюбов известен и как автор пейзажей в духе академического романтизма. Первое время он предпочитал панорамные ракурсы («Вид Смольного монастыря с большой Охты, 1851 г.; «Женевское озеро. Шильон», 1854 г.; обе картины — в Художественном музее Саратова), затем увлекся стилистикой европейского реалистического пленэрного пейзажа («Лес в Вёле. Нормандия», 1871 г., Третьяковская галерея). По поручению гидрографического департамента морского министерства в 1860-е годы Боголюбов много плавал по Финскому заливу и шхерам, изображая берега и промеряя места портов и шхерных проходов. Такой же атлас он подготовил и по материалам плаваний в Каспийском море. В 1871 году Боголюбов написал несколько фресок для православной церкви в Париже. В том же году он передал академии до 225 этюдов маслом и более 800 рисунков сепией и акварелью. В 1873 году Боголюбов стал членом Товарищества передвижных художественных выставок и переехал в Париж, где прожил до 1896 года, до самой смерти. Благодаря его инициативе в Париже было создано общество взаимного вспомоществования русским художникам. В 1885 году в Саратове Боголюбов основал Художественный музей им. А.Н. Радищева, которому он приходится внуком. На сегодня в этом музее хранится наиболее значительное собрание работ художника.