Боголюбов Алексей Петрович
(1824–1896)

Ольга Птицына. Неизвестный альбом А.П. Боголюбова. «РИ» № 4/2004.

Будущий мастер русской батальной марины, Боголюбов родился в семье помещика в селе Померанье Новгородской губернии. Рано лишился отца и был отдан в Алексеевский корпус, а оттуда переведен в Морской кадетский корпус в Петербурге. Окончив последний в звании мичмана, Боголюбов побывал на Мадейре, где познакомился с К.П. Брюлловым. Решив посвятить себя живописи, в 1850 году Боголюбов поступает в Академию художеств, где три года учится у М.Н. Воробьева и Б.П. Виллевальде. В это время Боголюбов испытывает сильное влияние И.К. Айвазовского и обращает на себя внимание двумя видами Кронштадской гавани и картиной «Наводнение в Кронштадской гавани в 1824 г.». Окончив академию в 1853 году, Боголюбов становится художником Главного морского штаба, оставляет морскую службу и в течение семи лет путешествует по Европе как «пенсионер» Академии художеств. В это время в Париже он работает в мастерских Э. Изабе, а в Дюссельдорфе в течение двух лет учится у Андрея Ахенбаха. По возвращении из путешествия Боголюбов получает звание академика, а в 1860 году — звание профессора живописи. Как художник Главного морского штаба по заказу императора он выполняет серию полотен на темы истории русского военного флота («Гренгамское сражение», 1866 г., Русский музей; «Гангутский бой», 1876 г., Центральный военно-морской музей Петербурга), завоевав славу выдающегося живописца-историографа. Помимо батальных полотен Боголюбов известен и как автор пейзажей в духе академического романтизма. Первое время он предпочитал панорамные ракурсы («Вид Смольного монастыря с большой Охты, 1851 г.; «Женевское озеро. Шильон», 1854 г.; обе картины — в Художественном музее Саратова), затем увлекся стилистикой европейского реалистического пленэрного пейзажа («Лес в Вёле. Нормандия», 1871 г., Третьяковская галерея). По поручению гидрографического департамента морского министерства в 1860-е годы Боголюбов много плавал по Финскому заливу и шхерам, изображая берега и промеряя места портов и шхерных проходов. Такой же атлас он подготовил и по материалам плаваний в Каспийском море. В 1871 году Боголюбов написал несколько фресок для православной церкви в Париже. В том же году он передал академии до 225 этюдов маслом и более 800 рисунков сепией и акварелью. В 1873 году Боголюбов стал членом Товарищества передвижных художественных выставок и переехал в Париж, где прожил до 1896 года, до самой смерти. Благодаря его инициативе в Париже было создано общество взаимного вспомоществования русским художникам. В 1885 году в Саратове Боголюбов основал Художественный музей им. А.Н. Радищева, которому он приходится внуком. На сегодня в этом музее хранится наиболее значительное собрание работ художника.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года