Бубнова Варвара Дмитриевна
(1886–1983)

Лариса Черкашина. «Русский след» в Стране восходящего солнца. «РИ» № 3/2004.

Варвара Дмитриевна Бубнова родилась в Петербурге, где получила первоначальное художественное образование и создала большую часть своих работ «русского» периода. С 1903 по 1905 год она занимается в Рисовальной школе Общества поощрения художников. В 1906 году учится в мастерской Гольбладта, а с 1907 по 1914 год — в петербургской Академии художеств у русского пейзажиста Н.Н. Дубовского. В эти же годы в Москве она впервые знакомится с творчеством французских художников-импрессионистов из собрания И. Морозова и С. Щукина. Несмотря на правила академической строгости, запрещавшие художникам вступать в союзы и объединения, в 1912 году Бубнова становится членом Петербургского общества художников «Союз молодежи». Одновременно она сотрудничает в одноименном журнале объединения и, в частности, переводит с французского знаменитый «Манифест футуристов». Также участвует в выставках «Союза молодежи» совместно с художниками объединений «Бубновый валет» и «Ослиный хвост». В 1913 году Бубнова активно изучает малую пластику малочисленных северных народов — нанайцев, нивхов и орочей. В том же году совершает поездку по Европе и записывается на петербургские курсы археологического института, по окончании которых получает звание действительного члена Археологического общества. С 1917 по 1922 год Варвара Дмитриевна живет в Москве, работает научным сотрудником отдела древнерусских рукописей Российского государственного исторического музея, а также в Институте художественной культуры. В 1922 году Бубнова едет в Японию, где проводит около 36 лет. Едва появившись в Токио, Бубнова принимает участие в выставке художников-авангардистов «Никакай». В 1922 году Варвара Дмитриевна начинает изучение техники японской печати, рассчитывая, вернувшись в Россию, внести свой вклад в развитие эстампа. Перепробовав разные техники печати, Бубнова останавливается на литографии и в 1936 году ее работы, представленные на второй выставке «Кокагакай», признаются лучшими литографиями в Японии. К сожалению, сохранилось очень мало этих работ. Во время американских бомбардировок Токио в 1945 году были уничтожены ее мастерская и все хранившиеся в ней работы и литографные доски. Уцелело только то, что Бубнова успела передать на хранение друзьям. В послевоенные годы Бубнова много пишет о русском искусстве для японских энциклопедий и художественных изданий, иллюстрирует японские издания Пушкина, Гоголя, Достоевского и Толстого. Материальные обстоятельства заставляют ее взяться за преподавание русского языка и литературы: 6 имеющихся сейчас переводов «Евгения Онегина» на японский сделаны ее учениками. В 1958 году 72-летняя Варвара Бубнова возвращается в СССР, где сразу же становится членом Союза художников. В 1960-х годах она занимается теоретическими работами по изобразительному искусству, создает цикл гравюр на линолеуме, пишет много акварельных работ, в 1965 году ведет занятия с группой молодых художников в Абхазии. В 1982 году Варвара Бубнова награждается японским орденом Драгоценной короны IV степени.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года