Валишевский Зигмунт (Сигизмунд) Владимирович
(1897–1939)

Сергей Орлов. Московский приют тифлисских футуристов. «РИ» № 4/2004.

Сигизмунд («Зига») Валишевский по праву считается одним из самых ярких представителей тифлисского авангардного искусства. Поляк по происхождению, он родился в Санкт-Петербурге в 1897 году, но вскоре был вынужден переехать вместе с семьей сначала в Батуми, а позже в Тифлис. Рисованием Валишевский увлекся еще в раннем детстве, копируя старые гравюры (в частности, «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи). В 1906 году вместе с компанией молодых художников Валишевский организует группу «410» — художественный союз футуристического направления. В это же время под руководством Н. Склифосовского и Б. Фогеля он совершенствует свое мастерство живописца, учится писать маслом, делает попытки заняться скульптурой, но вскоре оставляет их, посвятив жизнь изобразительному творчеству. В 1915 году в Тифлисе проходит персональная выставка плакатов Валишевского, написанных им под влиянием Нико Пиросмани. В это же время, поддавшись патриотическим настроениям, художник записывается добровольцем в действующую армию и отправляется на фронт. За год, проведенный в окопах, Валишевский создает серию портретов солдат и офицеров своего полка. Эти произведения становятся причиной его отчисления из армии «ввиду исключительной ценности как художника». С 1917 по 1921 год Валишевский пишет много авангардных работ, вместе с С. Судейкиным и Л. Гудиашвили участвует в росписи «Фантастического кабачка», сотрудничает с журналами «APS» и «Искусство», оформляет несколько книг и, выиграв конкурс, создает эпатирующий публику занавес оперного театра. В 1920 году на персональной выставке художника посол Польши в Грузии Титус Филипович предлагает ему переехать в Польшу для обучения в Краковской академии изящных искусств. Валишевский принимает предложение и вскоре после переезда в Краков организует там художественную группу «Парижский комитет». Уже будучи классиком польской живописи, Валишевский переносит серьезную болезнь сосудов, из-за которой лишается обеих ног. Однако, прикованный к инвалидному креслу, художник продолжает работать, а под конец жизни блистательно расписывает плафон краковского Вевельского замка. В 1936 году 39-летний Сигизмунд Валишевский умирает от внезапного сердечного приступа.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года