Вейсберг Владимир Григорьевич (1924-1985)
Анна Чудецкая. Синтез умозрительного и непосредственного. «РИ» № 3/2004.
Владимир Вейсберг, один из самых известных мастеров так называемого «нонконформизма», или «альтернативной» русской живописи второй половины ХХ века, родился в Москве 7 июня 1924 года. В военные и послевоенные годы (1943 — 1948) художник учился в Студии изобразительного искусства при ВЦСПС, где познакомился с И. И. Машковым и А. А. Осмёркиным. По сути, Вейсберг не был тогда строго «неофициальным» художником, поскольку работал вместе с живописцами либерального толка в левом крыле Московской организации Союза художников. Несмотря на то, что Вейсберг всегда тяготел к радикальным эстетическим новациям, он часто выставлялся вместе с представителями «сурового стиля» отечественной живописи. Начиная с 60-х годов Вейсберг успешно работал как портретист, но стал известен прежде всего своими работами в стиле «метафизического натюрморта» — холстами на грани символизма и сюрреализма, где начинает проявляться его «фирменное» стремление к дематериализации, к растворению предмета в лишенном контрастов «белом» свете. Вейсберг ограничивает свои сюжеты набором простых геометрических фигур («Композиция с пирамидами и сферой», 1979, музей Циммерли при университете Рутгерс, Нью-Джерси, США), но его специфические натюрморты (например, цилиндрические столбики в картине «Натюрморт», 1981, хранится там же) воспринимаются как медитативное искусство, противопоставленное иллюзорному взгляду художников-традиционалистов. В поздний, так называемый «белый» период своего творчества, Вейсберг создает собственную систему колористического восприятия «метафизически-цветового» познания мира, воплощая ее в статье «Классификация основных типов художественного восприятия» в сборнике «Симпозиум по структурному изучению знаковых систем» (Москва, 1962). С 1959 по 1984 год Вейсберг также плодотворно преподавал живопись в студии повышения квалификации Союза архитекторов СССР. Владимир Григорьевич умер в Москве 1 января 1985 года.