Дейнека Александр Александрович (1899-1969)

Андрей Губко. Динамика мужества: движение и ракурс в творчестве А. А. Дейнеки. «РИ» № 4/2004.

Александр Дейнека родился в Курске в семье железнодорожного рабочего. С 1915 по 1917 год Дейнека получал свое первое живописное образование Харьковском художественном училище, а по его окончании работал фотографом в уголовном розыске, оформлял агитпоезда, участвовал в обороне Курска от белых. С 1920 по 1925 год Дейнека продолжал учебу в московском ВХУТЕМАСе (Высшие художественно-технические мастерские), где наибольшее влияние оказал на него В. А. Фаворский. В 1924 году в составе «группы трех» (совместно с Ю. Пименовым и А. Гончаровым) в Москве прошла первая выставка Дейнеки, а уже через год 25-летний художник стал одним из основателей ОСТа («Общество станковистов»). Основанная на броской стилистике плакатного искусства художественная манера Дейнеки сформировалась в период его работы в журнале «Безбожник». С 1920-х годов доминирующая тема его живописи — спорт, труд, преодоление «старого» мира — агрессивно противопоставляла себя всему «отжившему» и «реакционному». Эта тематика, включавшая себя и тему революции («Оборона Петрограда, 1928, Центральный музей Вооруженных сил; повторение картины, 1964, Третьяковская галерея), воплощается в особой пластике героев, устремленных к жертвенной гибели во имя высшей, сверхчеловеческой цели. В 1930-е годы сумрачный колорит раннего Дейнеки светлеет, спортивные впечатления слагаются в поэмы о счастье молодежи, живущей в новом мире («Будущие летчики», 1938, Третьяковская галерея), а в ряде образов проявляются черты «магического реализма» («Игра в мяч», 1932, Третьяковская галерея). Особо динамичные ракурсы просматриваются в мотивах авиаполета, отраженные в одном из наиболее известных произведений Дейнеки тех лет — мозаиках станции метро «Маяковская» в Москве. Батальные полотна художника («Оборона Севастополя», 1942, Русский музей; «Сбитый ас», 1943, Русский музей) выламываются из привычного контекста советской живописной пропаганды тем, что немцы в них представлены не в качестве манипулируемых выродков, а как обреченные, но все отважные герои войны. В послевоенные годы Дейнека плодотворно работает как станковист и монументалист, за мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты» (1959-1960) он удостаивается Ленинской премии (1964). Его стилистика во многом способствовала формированию так называемого «сурового стиля» русского искусства. В 1969 году, в год своей смерти, уже будучи Героем Социалистического Труда, Александр Дейнека продолжал активно работать, а также исполнял обязанности вице-президента Академии художеств СССР.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года