Жегин Лев Федорович (1892 – 1969)

Сергей Кочкин. «Касание мирам иным». «РИ» № 4/2004.

Лев Жегин родился в Москве в семье архитектора Ф. О. Шехтеля. Первое художественное образование он получил в школе-студии К. Ф. Юона в 1909 — 1910 годах. Позже учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, после революции преобразованном в Свободные художественные мастерские. В 1913 году вместе с В. Н. Чекрыгиным Жегин иллюстрировал первую книгу Владимира Маяковского «Я». В 1921 году Жегин вступает в знаменитую московскую группу «Маковец», работая в которой все больше склоняется к религиозному символизму (серия «Библейские сюжеты»). В это время Жегин часто рисует углем, много работает с акварелью, гуашью и в смешанной технике, поэтому его композиции чаще всего занимают промежуточное положение между пластической живописью и графическим искусством. С середины 1920-х годов Жегин активно занимается теоретической работой и, в частности, выражает принципы так называемого «тихого искусства», чуждого как авангарду, так и соцреализму и выражающему идею самоценности живописного творчества. После распада «Маковца» Жегин становится одним из организаторов объединения «Путь живописи» и пишет манифест, в котором провозглашает картину «маленьким мирком», «органически замкнутым в себе». Именно эта теоретическая линия воплотилась им в циклах «Московские пейзажи» (1918 — 1919), «Из Достоевского» (1930-е годы), «вариации на тему Пира во время чумы» (1920-1930-е годы), «Египетские ночи А. С. Пушкина» (1940-е годы). С 1950-х годов Жегин практически не выставлялся, зарабатывая на жизнь как художник-оформитель. При его участии был декорирован Исторический музей и Дворец-музей в Останкино. Почти не занимаясь изобразительным творчеством, Жегин много теоретизировал. На примере древнерусской живописи он разработал систему понимания искусства как автономной структуры, не зависящей от историко-социологических мотиваций. Наиболее значительный труд Жегина — «Язык живописного произведения» — был опубликован только через год после его смерти в 1969 году.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года