Крандиевская Надежда Васильевна (1891-1962)
Сергей Орлов. Скульптор Надежда Крандиевская: возвращение мастера. «РИ» № 1/2004.
Надежда Крандиевская родилась в Москве в семье писателей и журналистов. В 1909 году будущий скульптор поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учится у Сергея Волнухина, автора памятника первопечатнику Ивану Федорову. В 1912 году Крандиевская едет в Париж, где продолжает учиться у Бурделя, живого классика французской скульптуры. В 1914 году скульптор возвращается в Москву и начинает работать в новой технике, используя как материал древесные корни, которые тонирует и помещает на подставку («Космическая танцовщица», «Хозяйка Медной горы», «Леший и лебедь», «Упавший Икар»). Вообще 1910-е годы для Крандиевской — исключительное время. Она работает с бронзой, гипсом, алебастром, создает скульптуру «Дева Феврония» («Монахиня», 1914), портреты Микеланджело, Пушкина, композиции по мотивам русских сказок. Любимый изобразительный мотив Крандиевский — человеческие головы. В 1930-е годы скульптор занимается преподавательской деятельностью, а также лепит серию «заказных» скульптур, среди которых изображения Энгельса, Буденного, Фурманова, Чапаева и Демьяна Бедного. В 1937 году за бюст Буденного она получает золотую медаль на Международной выставке в Париже. С 1928 по 1940 год Крандиевская исполняет серию работ для оформления здания Государственной библиотеки им. В. И. Ленина: горельефы ученых и большие скульптуры «Крестьянка» и «Красноармеец» для установки на крыше. В 1947 году для Введенского кладбища Крандиевская создает беломраморную фигуру Христа.