Томилов Алексей Романович (1779-1848)

Светлана Степанова. Орловский или… Томилов? «РИ» № 4/2004.

До начала XIX века артиллерийский офицер Алексей Романович Томилов был известен, главным образом, своими военными достижениями. В 1799 году он командовал работами по укреплению в Кронштадте. В 1808 Томилов вышел в отставку, но с первых дней войны 1812 года Томилов принял деятельное участие в формировании на территории Новоладожского уезда двух народных дружин и работал в губернском комитете по организации народного ополчения в Санкт-Петербурге. К этому времени он уже начал коллекционировать современное ему русское искусство, дружил со многими художниками и, в частности, с О. А. Кипренским, который написал два известных портрета Томилова в 1808 и в 1813 годах. Главным смыслом своей жизни Алексей Романович считал служение искусству. Долгое время он был действительным членом Императорской Академии Худжеств, участвовал в основании Общества поощрения художников. Большую часть доходов от имений Томилов расходовал на приобретение произведений искусства. По признанию его друзей-художников, «… Томилов, умевший с одного взгляда определить принадлежность картины той или иной эпохе или художнику, мог проникнуть взглядом знатока в изобразительную ткань картины или рисунка, в живописный процесс их возникновения». В живописи Томилов отрицал слепое подражание классическим образцам. Он призывал художников смотреть на «изящные произведения художеств» не как на образцы для создания ремесленных подделок, но как на «высокие примеры подражания природе, которую одну образцом принимать должно». Явное предпочтение Алексей Романович отдавал живописи и графике. В его коллекции было почти полное собрание находившихся в России офортов Рембрандта. Он также высоко ценил и охотно приобретал работы своих современников О.А.Кипренского и А.О.Орловского. Занимаясь коллекционированием и меценатством, Алексей Томилов был также и самобытным художником. Настоящим переворотом в отечественном искусствоведении последних лет стало открытие журналом «Русское искусство» неизвестного полотна Алексея Томилова. История написанной под влиянием Орловского картины Томилова «Монголы, стреляющие из лука» (первая четверть XIX века, собрание С. И. Григорьянца, Москва), описывается в 4 номере журнала «Русское искусство».

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года