Головин Александр Яковлевич (1863–1930)

Ольга Морозова. Музей изящных искусств. Древняя Греция в живописных панно Серова и Головина. «РИ» № 1/2005.

Головин Александр Яковлевич — русский художник, сценограф, родился в Москве 17 февраля (1 марта) 1863. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1881–1889), где в числе его наставников были И.М.Прянишников, В.Е.Маковский и В.Д.Поленов, а также в академии Коларосси (1889) и школе-студии Витти (1897) в Париже. Участник выставок объединения «Мир искусства». До 1901 жил в Москве, затем в Петербурге и Царском (Детском) Селе. На рубеже 19 и 20 веков занимался проектирпованием интерьеров, мебели и утвари, участвовал в оформлении русского павильона на Всемирной выставке в Париже (1900), в создании майоликового фриза гостиницы «Метрополь» (1900–1903). Известность принесла работа в театре: Головин оформлял спектакли в Большом театре (оперы Ледяной дом А.Н.Корещенко, 1900; Псковитянка Н.А.Римского-Корсакова, 1901). В 1902 Головин был приглашен в Петербург на должность главного художника императорских театров, где создавал в полной мере «сорежиссерские», красочные и в то же время остродраматические зрелища (Кармен Ж.Бизе, 1908; Орфей и Эвридика К.В.Глюка, 1911, Мариинский театр; Гроза А.Н.Островского, 1916; Маскарад М.Ю.Лермонтова, 1917, Александринский театр. Головин работал для антрепризы С.П.Дягилева в Париже (Жар-птица И.Ф.Стравинского, 1910). В Петербурге Головин продолжал заниматься станковым искусством: писал портреты, пейзажи и натюрморты (Павловск, 1910; Фарфор и цветы, 1915; обе картины в Третьяковской галерее, Москва). Классическими художественными документами стали театральные портреты его работы: Ф.И.Шаляпин в ролях Мефистофеля (1905, Музей-квартира И.И.Бродского, Петербург), Олоферна (1908, Третьяковская галерея), Бориса Годунова (1912, Русский музей, Петербург); и др. После революции Головина все реже привлекали к работе в театре, одна из лучших работ этого времени — Женитьба Фигаро по пьесе П.Бомарше (МХАТ, 1927). В этот период он занимался станковой живописью и графикой, создал свой лучший книжно-иллюстративный цикл (к Двойнику Э.Т.А.Гофмана, 1922). Умер Головин в Детском Селе 17 апреля 1930.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года