Эйгес Сергей Константинович (1910–1944)

Александра Струкова, Наталья Эйгес. Романтик Сергей Эйгес. «РИ» № 2/2005.

С.К. Эйгес родился 19 июня 1910 года в Москве в семье композитора, музыкального теоретика и педагога К.Р. Эйгеса. Подростком занимался у К.Ф. Юона. В 1924 году поступил в студию Д.Н. Кардовского, в 1928-м – во ВХУТЕИН, где учился у А.А. Древина и Н.А. Удальцовой, затем – у С.В. Герасимова, позднее изучал технику офорта в студии И.И. Нивинского. В 1930 году впервые показывал свои работы на выставке «Социалистическое строительство в советском искусстве». В начале 1930-х годов Эйгес стал членом МОСХа. В 30-е годы Эйгес пишет портреты музыкантов: пианистки Ирины Россолимо, скрипачей Т.И. Дулова и П.П. Ильченко, групповой портрет «Трио», а также портреты своих друзей. В 1940 году им был создан прекрасный офорт «Бетховен и Гете». Вместе со своим другом, художником М.А. Маториным, Сергей Эйгес путешествовал по Крыму, акварелью и маслом создавал тонкие по колориту пейзажи: «Крым», «Море у Адоллар», «Бахчисарай», «Море под Аюдагом» и другие; много писал и в Подмосковье: «Лес в Абрамцеве», «Зимний вечер». Реже писал натюрморты: «Натюрморт с грушами», «Цветы». В 1937 году Сергей Эйгес увлекся скульптурой и создал несколько портретов своих близких, а также вылепил композицию для ворот Ботанического сада в Крыму, которая не сохранилась. В 1941 году Сергей Константинович ушел добровольцем на фронт, откуда был откомандирован в Высшую инженерную школу минных заграждений. К нему было особое отношение командования: в помещении школы ему выделили мастерскую, где он создал ряд крупных произведений станковой живописи на военные темы, в частности, историческое полотно «Суворов и Кутузов». В 1944 году, добившись направления на передовую, Сергей Эйгес в боевых условиях делал наброски солдат и эскизы для картины «Взрыв танка». Сергей Константинович Эйгес погиб в бою 27 июня 1944 года. Выставки: В 1938 году в залах Всекохудожника на Кузнецком Мосту прошла совместная с М.К. Соколовым выставка, где было представлено свыше двадцати работ Сергея Эйгеса. Работы Эйгеса неоднократно экспонировались на всесоюзных и региональных выставках, после войны выставлялись в 1955, 1957 годах, в 1975-м – в зале на Кузнецком Мосту и в 1965, 1985-м – в Центральном выставочном зале. Первая персональная выставка прошла в 1989 году в залах МОСХа на Беговой улице. В 2004 году один из портретов был выставлен в галерее «Новый Эрмитаж». Вторая персональная выставка состоялась в рамках фестиваля «Арт-ноябрь» в 2004 году. Третья персональная выставка открылась 26 апреля 2005 года в РАО ЭС.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года