Серов Валентин Александрович (1865 — 1911)

Ольга Морозова. Музей изящных искусств. Древняя Греция в живописных панно Серова и Головина. «РИ» № 1/2005.

Валентин Серов родился в семье композиторов А.Н.Серова и В.С.Серовой (урожденная Бергман, известная также своей популизаторской деятельностью), в 1865 г в Санкт-Петербурге. Кроме музыкантов, в их доме бывали М.М.Антокольский, И.Е. Репин. К тому же сам отец будущего художника был страстным любителем рисования. Редкая наблюдательность и способности к рисованию пробудились у мальчика рано, а условия, в которых он рос, благоприятствовали развитию дарования. Особенно юному Вале нравилось рисовать коней, любовь к изображению этих животных он пронес через всю свою жизнь.

Сначала Серов учился у немецкого художника-офортиста А.Кёппинга, затем его учителем стал И.Е. Репин, которому, по совету М.М.Антокольского, показывала рисунки сына мать художника. Два года Серов, 8 — 9-летним мальчиком, занимался рисованием и живописью под руководством великого мастера в Париже (в 1874-1875) и мастерской великого художника в Москве (готовиться к поступлению в Академию художеств). Учитель приводит юного Серова в дом промышленника и мецената С.И. Мамонтова, где собирались художники и любители искусств. Летом мамонтовский художественных кружок переезжал в подмосковное имение Мамонтова Абрамцево. Кружок просуществовал с 1878 по 1893 годы, за это время в имении были организованы мастерские старинных художественных ремесел, ставились любительские спектакли (способствовавшие созданию в 1890-х гг. Московской частной русской оперы). В Абрамцевский кружок входили А. М. и В. М. Васнецовы, М. А. Врубель, К. А. Коровин, И. И. Левитан, М. В. Нестеров, В. Д. Поленов, К. С. Станиславский и другие. Валентин Александрович был самым молодым участником Мамонтовского художественного кружка.

В 1880 году Валентин Серов поступает в Императорскую Академию художеств, к прославленному П.П.Чистякову, а также продолжает посещать мастерскую Репина. В это время молодой художник сближается со своим однокурсником М.А.Врубелем, дружба с которым будет продолжаться всю жизнь и окажет большое влияние на творчество Серова. Получив от Академии малую серебряную медаль за этюд с натуры, Серов с разочарованием оставил это заведение в 1884 г. и, переехав в Москву, принялся работать самостоятельно, все более и более совершенствуясь в различных жанрах живописи, преимущественно в портретном.

Большое значение в формировании художественных взглядов Серова имела его жизнь в Абрамцеве и Домотканове. В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой «Девочка с персиками» (1887), портрет М.Я.Симонович («Девушка, освещенная солнцем») и пейзаж «Заросший пруд. Домотканово» (оба — ГТГ). На конкурсе Московского Общества любителей художеств (МОЛХ) за холст «Девочка с персиками» Серов получил Первую премию, а известный коллекционер П.М.Третьяков приобрел полотно «Девушка, освещенная солнцем».

В 1887 году Серов женился на молодой учительнице Ольге Федоровне Трубниковой, воспитаннице его родственников Симоновичей. Семья была большой и дружной. Детей В.А. Серов любил нежно и с удовольствием писал их. Портрет-картина «Дети» (1899, ГРМ), где изображены сыновья художника Юра и Саша привлекает лиричностью и тонким постижением детского характера.

Широкая известность портретиста принесла Серову многочисленные заказы на исполнение парадных «великосветских» портретов. Хотя художник всегда сердился, когда его называли портретистом, ведь Серова увлекали разные жанры. В 1900 – 1903 годах он работал в Архангельском над портретами членов семьи князей Юсуповых: З.Н.Юсуповой, Ф.Ф. Юсупова-отца, Ф.Ф. и Н.Ф.Юсуповых, (все в ГРМ). Лучший из них – элегантный и точный – изображает княгиню Зинаиду Николаевну, последнюю представительницу древнего рода, в среде ее дома в Архангельском.

   После написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897, ГРМ), матери миллионеров Морозовых, и картины-портрета С.М. Боткиной (1899, ГРМ), показанного на Всемирной Парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника. Современники говорили, что Серова нередко боялись, из-за прозорливости, неподкупных оценок, даже упрекали в том, что он шаржирует модель.

Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника. В Петербурге Серов стал очевидцем расстрела рабочих на 5-й линии Васильевского острова и это потрясло его... «Он слышал выстрелы, видел убитых. С тел пор его характер резко изменился — он стал угрюм, резок, вспыльчив и нетерпим: особенно удивляли всех его крайние политические убеждения», — писал о Серове Репин. В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств. В альбоме художника появилась картина, исполненная темперой, «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?» (1905, ГРМ).

В эти годы еще больше оттачивается мастерство Серова-рисовальщика. Портреты-рисунки Ф. И. Шаляпина, К. С. Станиславского, И. М. Москвина, В. И. Качалова, Н. А. Римского-Корсакова, М.А. Врубеля, Л.Н. Андреева составляют гордость русского искусства.

В 1897—1909 преподавал в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВ). Среди его учеников — П.В.Кузнецов, Н.Н. Сапунов, М.С.Сарьян, К.С.Петров-Водкин, Н.П.Ульянов, К.Ф. Юон. На рубеже 1890-1900 годов художник обращается к прошлому русской истории. Появляется цикл карандашных рисунков, гуашей, акварелей, картин темперой, маслом. Небольшие композиции кажутся необычайно жизненными, будто написаны с натуры («Выезд на охоту Петра II и Елизаветы Петровны», 1900, ГРМ). Серов входит в состав объединения «Мир искусства» с момента его возникновения. Он придавал большое значение живописи на исторические темы, а потому участвовал в создании серии картин — наглядных пособий по русской истории. В те же годы Серов иллюстрирует юбилейное издание сочинений А.С. Пушкина.

В мае 1907 года Серов едет в Грецию, которая произвела на него огромное впечатление. В античной классике художник восхищен декоративностью памятников, их соразмерностью. Он стремится воплотить увиденное и передать существо легендарной истории, красоту мифологии Эллады. Художник создает ряд вариантов «Одиссея и Навзикаи» (1910, ГТГ, ГРМ).

Не менее интересна работа В. А. Серова в театре. Интересом к монументальному и декоративному искусству было вызвано особое решение портрета танцовщицы Иды Рубинштейн (1910, ГРМ). Примерно с в то же время появившиеся эскизы художника к постановке оперы «Юдифь» А.Н.Серова (Мариинский театр, 1907) стали классикой отечественной театральной живописи. Большой успех имел в Париже и в Лондоне. занавес к балету «Шахерезада», который был создан для Русских балетных сезонов С.П.Дягилева в Париже.В нем отразился присущий дягилевской антрепризе дух новаторства, ошеломившего театральный Париж.

Умер Валентин Серов в возрасте сорока шести лет от приступа стенокардии рано утром 22 ноября 1911 года, когда спешил на портретный сеанс к Щербатовым.

Всеволод Дмитриев о Валентине Серове

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года