Печорская коллекция архимандрита Алипия

Архимандрит Алипий. Фотография 1970-х гг.

Сегодня мы говорим о коллекционировании как о важнейшей части художественной жизни. Происходит постепенное возвращение традиционного отношения к собирательской деятельности любителей искусства и меценатов, без которых не было бы многих крупных музеев – ни Эрмитажа, ни Третьяковской галереи.

У истоков любого музея всегда стоит конкретный человек или группа людей, благодаря которым удалось собрать, сохранить, изучить коллекцию произведений искусства, передать ее в духовное пользование обществу. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник – не исключение. Он также формировался за счет доброй воли десятков людей. И среди них особо следует отметить архимандрита Псково-Печорского монастыря Алипия, произведений искусства.

Иван Михайлович Воронов (1914–1975) – это мирское имя архимандрита Алипия, который был легендарной фигурой Русской Православной Церкви середины ХХ столетия. Строго говоря, называть его коллекционером в полном смысле этого слова неверно: он не был увлеченным и целенаправленным собирателем произведений определенной художественной эпохи, не отдавал предпочтения какому-то одному жанру, не благоговел перед известными именами. Его собрание имело скорее случайный, чем системный характер и состояло частично из даров, поднесенных отцу Алипию людьми в знак глубочайшего почтения, благодарности и любви – как к его личности, так и к его сану.

Иван Михайлович родился в крестьянской семье в деревне Тарчиха, посещал сельскую школу, потом переехал к брату в Москву, учился в столице. Жизненный путь Воронова складывался, как и у многих советских людей того времени: метрострой, служба в Красной армии, работа на заводе, учеба в художественной студии ВЦСПС. Он прошел всю Великую Отечественную войну. «Первое время наш военный завод был как бы фронтом, и домой никто не уходил, а когда враг подошел к Москве, я, как и все, вышел с оружием в руках защищать столицу. <…> Уезжая на фронт, я прихватил и этюдник. И так от Москвы до Берлина: справа – винтовка, слева – этюдник с красками» (1). Воронов был награжден боевыми орденами и медалями. В жизненных катаклизмах укреплялся не только характер Ивана Михайловича, но и его дух. Работая сразу после демобилизации художником-реставратором в Троице-Сергиевой лавре, в 1950 году Воронов принял решение посвятить себя навсегда служению Церкви.

При пострижении в монашество он был наречен именем Алипий, в честь преподобного иконописца Киево-Печерской лавры – первого русского художника, чье имя упоминается в летописях. С 1953 года игумен Алипий является руководителем всех реставрационных работ Троице-Сергиевой лавры, принимая участие в восстановлении, а также украшении других храмов Московской епархии. Его успешные труды были замечены, и указом Святейшего Патриарха Алексия I и Святейшего Синода Русской Православной Церкви в 1959 году отец Алипий был назначен наместником Псково-Печорского монастыря. ХХ столетие для монастыря было временем потрясений. Для обители только начало века и последние два десятилетия можно считать временем свободным от грубого давления светской власти.

Огромной заслугой отца Алипия было проведение сначала неотложных, а затем масштабных, комплексных реставрационных работ в монастыре. Как известно, Псково-Печорский монастырь – выдающийся историко-архитектурный и художественный ансамбль. Он включает в себя древнерусскую крепость – уникальное архитектурное и инженерное сооружение, более десяти церковных и гражданских построек различных стилей и эпох. И все это было разрушено в годы Великой Отечественной войны и требовало скорейшего возрождения и реставрации. К восстановлению были привлечены такие известные специалисты архитектурной реставрации, как В.П. Смирнов и М.И. Семенов.

Отец Алипий нес свое послушание в Псково-Печорском монастыре более пятнадцати лет. Именно там он и стал собирателем. Отец Алипий был уважаемым человеком, многие знали о его призвании художника, которое он проявил в росписях стен монастырских зданий. Именно поэтому так часто люди приносили в монастырь иконы и картины, мелкую пластику и старинную церковную утварь, мебель и предметы декоративно-прикладного искусства. Что-то дарили, но большинство произведений отец Алипий приобретал для своего собрания порой из чувства благодарности. Поэтому не все работы были одинаково высокого уровня, но все они были искренним вкладом людей и поэтому бережно сохранялись. Характер собрания отражал не только вкусы и предпочтения владельца, коллекция в большей степени была связана с главным делом жизни архимандрита Алипия – служением Церкви. Церковная утварь, иконы, картины на религиозные сюжеты, старинные книги составляли большую и особо ценную часть. Следует отметить, что в годы наместничества архимандрита Алипия в обитель были возвращены из Германии вывезенные во время войны сокровища монастырской ризницы. Долгая и трудная работа по их поиску и возвращению увенчалась успехом в 1973 году: вклады русских царей и цариц, вельмож, российских императоров – уникальные изделия мастеров золотых и серебряных дел заняли свое место в ризнице. Свою коллекцию отец Алипий не скрывал от людских глаз, охотно показывал художникам, искусствоведам и был благодарен им за советы и консультации. Он принял решение передать Государственному Русскому музею часть коллекции, состоящей из русской живописи и графики. Этот вклад по достоинству оценили специалисты, и в 1975 году, после необходимого изучения произведений, уточнения атрибуций, в залах Русского музея открылась выставка, включившая более тридцати работ (2). Фонды ГРМ огромны, тем не менее дар И.М. Воронова оказался весьма значительным вкладом в музейное собрание. Именно тогда в музее появились первые картины таких художников, как Иван Локтев, И.С. Горюшкин-Сорокопудов, М.П. Верещагин, В.А. Бондаренко, В.И. Грабовский (3). Безусловной удачей было и пополнение коллекции живописи второй половины ХIХ – начала ХХ века такими произведениями, как «Серый день» В.К. Бялыницкого-Бируля, «В дороге» (1859) П.Н. Грузинского, «Дети в мастерской художника» (1909) В.Е. Маковского, «Боярышня» (1888) Н.В. Неврева. Из собрания отца Алипия в Русский музей поступили также и четыре больших полотна И.К. Айвазовского: «Утро на морском берегу. Судак» (1850-е), «Корабли в бурном море. Восход солнца» (1871), «Прибой у скалистого берега» (1889), «Перед штормом» (1893). Последняя работа затем была передана в Псковский музей-заповедник. Упомянутые произведения были созданы в разные периоды творчества прославленного мариниста, расширяют представление о художественном наследии мастера.

Интересны портреты из коллекции отца Алипия. В основном это произведения ХVIII – начала ХIХ века. Как это нередко бывает в частных собраниях, наряду с оригинальными работами неизвестных мастеров («Портрет стольника Никиты Федоровича Волконского» или «Портрет мальчика с копьем»), встречаются старые копии высокого художественного уровня, как, например, «Портрет великой княгини Марии Федоровны» (по оригиналу А. Рослина) и «Портрет Екатерины II» (тип И.Б. Лампи-старшего). «Портрет фельдмаршала графа Петра Семеновича Салтыкова» заслуживает особого внимания. Это тоже копия известного портрета Пьетро Ротари 1760 года работы И. Локтева, некогда находившегося в собрании Е.А. Балашовой в Петербурге и ныне утраченного. Отец Алипий принес в дар Русскому музею работы М.В. Нестерова, П.И. Петровичева, В.М. Васнецова, М.В. Добужинского, Г.И. Семирадского, Л.В. Туржанского, К.И. Горбатова, Ю.Я. Феддерса (4). Некоторые из них позднее из Русского музея были переданы в Псковский музей-заповедник, куда после многих сложностей попала и другая часть коллекции – западноевропейская живопись.

Если передача в дар коллекции русской живописи и графики прошла в атмосфере полного взаимопонимания двух «сторон» – наместника Псково-Печорского монастыря Алипия и директора Русского музея Василия Алексеевича Пушкарева, то собрание западноевропейской живописи оказалось в государственном музее не сразу. В силу ряда обстоятельств отец Алипий принял решение передать эту небольшую по объему часть собрания Государственному музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве. В то время сотрудники музея не выразили должной заинтересованности в этом даре, ставя под сомнение художественные достоинства произведений. Сегодня об этом приходится сожалеть, так как отец Алипий был намерен передать государству всю коллекцию западноевропейских картин, но при жизни не успел этого сделать. После кончины архимандрита Алипия в 1975 году исполнить его волю оказалось делом очень сложным. Помог, взяв на себя большую часть работы, известный московский реставратор и общественный деятель С.В. Ямщиков. В 1980 году в Псковский музей-заповедник приехала компетентная комиссия для ознакомления с той частью коллекции, которая уже находилась в музее, а главное – чтобы освидетельствовать произведения, еще оставшиеся в монастыре.

Произведения искусства, где бы они ни находились – в государственном музее или частном собрании, – не теряют для исследователей своей притягательной силы.

Экспертиза, которую проводили ведущие специалисты Государственного Эрмитажа – Ю.И. Кузнецов и И.В. Линник, известный московский реставратор С.С. Голушкин, показала, что из двенадцати произведений западноевропейской живописи четыре оказались старыми копиями с картин Рубенса, Тенирса, Ватто. Что касается других работ, то в ряде случаев удалось не только установить школу, но и точно атрибутировать произведения. Так, Ю.И. Кузнецов установил, что картина «Лот с дочерьми», ранее считавшаяся работой неизвестного итальянского мастера, была написана австрийским художником Ротмайером (5). Как и его учитель Иоганн Карл Лот, Ротмайер писал в основном картины на религиозные, мифологические сюжеты, типичным примером которых является и работа из коллекции отца Алипия (6). Картина неизвестного фламандского художника «Пирушка» была определена И.В. Линник как работа Теодора Ромбоутса (7), антверпенского живописца, испытавшего влияние Рубенса. Реставрационные работы позволили подтвердить толкование сюжета этой картины как «Аллегория пяти чувств». Коллекция отца Алипия пополнила скромное собрание итальянской живописи Псковского музея-заповедника двумя превосходными произведениями. Это «Святое семейство с Карлом Борромео и святой Кларой Ассизской» неизвестного итальянского (римского) художника ХVII века (ранее считавшееся работой неизвестного испанского художника «Святое семейство») и «Мадонна с младенцем» Андреа дель Сарто и мастерской. Высокий художественный уровень последнего, очевидные аналогии с известными работами мастера убеждают в правильности этой атрибуции (8). На холсте изображена мадонна, сидящая в трехчетвертном повороте. Поза ребенка необычна: он сидит на подложенной подушечке спиной к зрителю, но, повернув голову, смотрит на зрителя. Мадонна левой рукой придерживает за плечо младенца, в то время как правая покоится у нее на груди. В правом верхнем углу изображен голубь – символ Святого Духа. Соотношения пропорций матери и ребенка нарушены: крупный, развитых форм младенец явно велик.

Впрочем, пример подобного нарушения был дан еще самим Леонардо да Винчи в «Мадонне Бенуа». В 1980 году специалистами были уточнены географические и хронологические рамки произведения, и работа была отнесена к флорентийской школе первой трети ХVI века. Поиски, предпринятые нами в этом направлении, привели к имени Андреа дель Сарто – одного из крупнейших представителей флорентийского Высокого Возрождения. «Мадонну с младенцем» из Псковского музея-заповедника можно с полным правом считать произведением мастерской Андреа дель Сарто, выполненным в середине 1520-х годов. Учитывая, что в российских музеях имеется только два оригинала Андреа дель Сарто, настоящая работа приобретает особый интерес.

Четыре копии из собрания Псковского музея-заповедника с работ известных мастеров также являются не только пригодными для экспонирования, но и представляют интерес для изучения и исследования. Одна из них – «Отплытие на остров Цитеру» по оригиналу Антуана Ватто была выполнена с «берлинского» варианта картины. Копия с картины Давида Тенирса Младшего «Крестьянская свадьба», находящейся в Государственном Эрмитаже, была сделана во второй половине ХVIII века, так как написана с учетом поздней надставки холста внизу. Несомненная художественная ценность произведений западноевропейской живописи, поступивших из коллекции архимандрита Алипия в Псковский музей, вызвала интерес специалистов и к тем работам, которые остались в Псково-Печорском монастыре. Там были исследованы и сфотографированы еще пять картин, установлено их состояние. Среди них одна предположительно является авторским повторением картины «Святой Иероним» работы нидерландского художника Маринуса ван Роймерсвале (9). Приходится сожалеть, что местонахождение этого произведения в настоящее время неизвестно, а потому оно недоступно ни для исследователей, ни для зрителей.

Более пятидесяти интереснейших работ русских и западноевропейских художников поступили в разные годы в музейные собрания страны из коллекции архимандрита Алипия, являя собой часть культурного наследия, вновь возвращенного Отечеству.

Примечания
1
Алипий (Воронов И.М.). Автобиография // Псково-Печорский монастырь. Сост. С. Ямщиков. Париж, 1995. С. 106.
2 Русская живопись и графика ХVIII – ХХ веков из собрания И.М. Воронова, переданного в дар Русскому музею. Каталог выставки. Л., 1975.
3 Локтев Иван – русский художник второй половины XVIII века; русские художники: Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов (1873–1954), Митрофан Петрович Верещагин (1842–?), Владимир Архипович Бондаренко (1866–1900), Василий Иванович Грабовский (1873–?).
4 Горбатов Константин Иванович (1876–1945), русский художник; Феддерс Юлий Янович (1838-1909), латышский живописец-пейзажист.
5 Ротмайер Иоганн Михаэль (1654–1730), австрийский художник.
6 Реставрация произведений искусства. Поиски. Находки. Открытия. Издания к выставкам. М., 1984.
7 Ромбоутс Теодор (1597–1637), фламандский живописец.
8 Савицкая О. Неизвестное произведение мастерской Андреа дель Сарто //Искусство. 1985. № 1. С. 58–63.
9 Маринус ван Роймерсвале (ок.1490–1567), нидерландский художник.

Авторы статьи выражают благодарность хранителю живописи и графики Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Ольге Васильевой за помощь в подготовке материала.

 
Е.Е. Лансере. Звонница Псково-Печорского монастыря. 1904. Х., м. 69,5х47,5. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Е.Е. Лансере. Звонница Псково-Печорского монастыря. 1904. Х., м. 69,5х47,5. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
К.Е. Маковский. Дворик. 1881. Х., м. 46,3х32. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
К.Е. Маковский. Дворик. 1881. Х., м. 46,3х32. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Т. Ромбоутс. Аллегория пяти чувств. Первая половина XVII в. Х., м. 136х183. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Т. Ромбоутс. Аллегория пяти чувств. Первая половина XVII в. Х., м. 136х183. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
М.П. Клодт. Деревенская улица. 1890-е гг. Х., м. 31,5х50. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
М.П. Клодт. Деревенская улица. 1890-е гг. Х., м. 31,5х50. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
М.В. Нестеров. Избы. 1916. Холст на картоне, м. 47,5х36. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
М.В. Нестеров. Избы. 1916. Холст на картоне, м. 47,5х36. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
И.К. Айвазовский. Прибой у скалистого берега. 1889. Х., м. 135х158. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
И.К. Айвазовский. Прибой у скалистого берега. 1889. Х., м. 135х158. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Неизвестный художник. Италия (Рим). Святое семейство с Карлом Борромео и святой Кларой Ассизской. XVII в. Х., м. 114х84. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Неизвестный художник. Италия (Рим). Святое семейство с Карлом Борромео и святой Кларой Ассизской. XVII в. Х., м. 114х84. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
И.К. Айвазовский. Штиль. 1893. Х., м. 177х200. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
И.К. Айвазовский. Штиль. 1893. Х., м. 177х200. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Андреа дель Сарто и мастерская. Мадонна с младенцем. Первая треть XVI в. Дерево, м. 84х61,7. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Андреа дель Сарто и мастерская. Мадонна с младенцем. Первая треть XVI в. Дерево, м. 84х61,7. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года