Брацо Димитриевич

Брацо Димитриевич. Фотография

C 22 сентября
ГРМ, Мраморный дворец

БРАЦО ДИМИТРИЕВИЧ

22 сентября в Мраморном дворце Государственного Русского музея открывается выставка произведений известного хорватского художника-концептуалиста Брацо Димитриевича.

Брацо Димитриевич родился в 1948 году в Сараево. Его отец был известным художником, мать — архитектором, дедушка и бабушка коллекционировали произведения искусства. Поэтому в доме часто бывали знаменитые деятели искусства. Первая персональная выставка Брацо состоялась в 1958 году, когда художнику было всего 10 лет. Впрочем, не только изобразительное искусство увлекало будущего художника. В юности Димитриевич профессионально занимался горными лыжами, был членом национальной сборной, часто участвовал в соревнованиях, как в Югославии, так и за ее пределами — во Франции, Австралии, Болгарии.

В 1971 году Димитриевич закончил Академию Изящных Искусств в Загребе, а затем прошел курс в Школе Искусств Св. Мартина в Лондоне.

Международную известность совсем еще молодой Брацо получил в начале 1970-х годов в связи с проектом «Случайный прохожий». Он разместил на фасадах домов, на билбордах, в местах, предназначенных для портретов знаменитостей и рекламы больших городов, таких как Загреб, Париж, Лондон, Нью-Йорк, Венеция, Берлин, Милан. Дюссельдорф гигантские фотографии случайных прохожих. Тем самым он подвергал сомнению господствующие представления об искусстве, актуализировал вопрос о его статусе, границах и функциях, о взаимозависимости характера репрезентации и формы интерпретации образа, «славы» и «случая». Этот проект основывался на кредо художника «В истории нет ошибок, сама история ошибка». Самые обыкновенные люди оказывались увековеченными благодаря встрече с художником. Так, в Берлине, в саду Шарлоттенбургского замка, Димитриевич воздвиг обелиск, посвященный дню рождения одного из прохожих.

В середине 1970-х годов Брацо Димитриевич приступает к осуществлению нового, до сих пор продолжающегося проекта. Проект получает значимое название «Triptychos Post Historicus».Художник «внедряется» в залы крупнейших музеев мира и создает инсталляции — своего рода метафорические пространственные натюрморты, в которых реальные шедевры из музейных коллекций соседствуют с бытовыми предметами и природными продуктами. «Лувр — моя мастерская» — таков лозунг Димитриевича. Понятие пост-истории Брацо обосновывает также в специальном философском труде, опубликованном в 1976 году и во многом предвосхитившем теоретические модели постмодернизма. Пост-история означает для Брацо не конец истории, но необходимость взглянуть на нее с позиций современности. Инсталляции называются триптихами, потому что в них отражены три важнейших плана бытия, представленные тремя типами объектов: картина символизирует сферу эстетики и истории, утилитарная вещь — зону повседневного, житейского обихода, фрукты и овощи — природу. По мнению художника, его инсталляции — это универсум в миниатюре.

Димитриевич создает рискованные, неожиданные и парадоксальные сочетания. Холст Малевича он может сопоставить с велосипедом и дыней, композицию Родченко — с утюгом и яблоком, полотно Татлина — с резиновыми сапогами. Художник разрушает устоявшиеся формы музейной репрезентации, пересматривает господствующую систему видения, создает новое, свободное пространство для восприятия, открывает множественность заключенного в произведении содержания, утверждает относительность суждений об эстетической ценности и абсолютность взаимосвязей между природой и культурой. «Мое творчество, — говорит он, — это игра, цель которой придать смысл и ценность, как произведению, так и обыденной вещи, обладающей для художника духовной и концептуальной значимостью. «Triptychos Post Historicus» дают возможность пройти сквозь работу, познать все ее уровни, а не просто созерцать ее повешенной в раму на стенке». «Triptychos Post Historicus» демонстрировались в крупнейших музеях мира — в Гугенхайме и Лувре, центре Помпиду и галерее Тейт, в музеях Людвига в Кельне и Вене.

Сегодня художник живет и работает в Париже, Лондоне, Нью-Йорке поочередено. Преподает в качестве приглашенного профессора во многих престижных учебных заведениях Англии, Германии, Японии, Франции, Австралии. Брацо Димитриевич — участник регулярных международных выставок: Документа в Касселе (1972, 1977, 1992), Биеннале в Венеции (1976, 1982, 1990, 1993), Гаване (1997), Париже (1971), Сан-Пауло (1996), Санта-Фе (1995), Сиднее (1979,1986), Сеуле.

В Русском музее представлено 9 инсталляций, в которых автор использует произведения Малевича, Родченко, Татлина, Гончаровой, Штеренберга из собрания ГРМ. Этот проект осуществлен при поддержке галереи Марата Гельмана, с которой Отдел новейших течений давно и плодотворно сотрудничает. (1995), имеет многочисленные персональные выставки.

«Как бывший чемпион по горнолыжному спорту я склонен считать, что процесс создания произведением искусства может быть уподоблен спуску по склону со скоростью 110 км/ час. В обоих случаях необходимы смелость, оперативность принятия решений и абсолютное владение пространством и временем».

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года