При Дворе русских императоров
Произведения Михая Зичи из собрания Эрмитажа

Михай Зичи. Завтрак Александра II и Вильгельма I в Зимнем дворце.  1873 г.

11 ноября 2005 — 22 января 2006
Государственный Эрмитаж

Выставка , открывшаяся в Концертном зале Зимнего дворца (зал Й 190) представляет творчество художника Михая Зичи (1827 — 1906).

Михай Зичи родился в 1827 г. в Венгрии. Первоначальное художественное образование получил в Пеште у Джакомо Марастони, затем продолжил обучение в Вене под руководством известного австрийского живописца Фердинанда Георга Вальдмюллера.

В 1847 г. Вальдмюллер в ответ на предложение великой княгини Елены Павловны взять на себя обучение живописи ее дочери, племянницы императора Николая I, рекомендовал на эту должность М. Зичи. В январе1848 г. художник приехал в Петербург. С этого времени судьба его теснейшим образом связана с Россией.

Известие о молодом талантливом художнике быстро распространилось в аристократических кругах Петербурга, у него появилось множество учеников.

В 1852 — 1853 гг. М. Зичи по поручению императора Николая I делал зарисовки событий придворной жизни в Гатчине, писал портреты придворных. В 1856 году в числе группы художников Михай Зичи исполнил рисунки для коронационного альбома императора Александра II. В 1858 г. он получил звание академика акварельной живописи. В 1859 г. император Александр II пожаловал академику Михаилу Зичи звание придворного живописца с причислением его к Императорскому Эрмитажу. Ту же должность художник исполнял и при Александре III, и при Николае II.

В обязанности М. Зичи входила фиксация событий государственного значения — военные смотры, парады, учения, приемы иностранных посланников, обручения и свадебные церемонии, придворные спектакли, балы, царские охоты. Художник постоянно сопровождал императора в поездках по стране, делая путевые зарисовки, которые служили материалом для работы над большими композициями.

Зичи сблизился с русскими художниками. С 1857 г. он входил в число членов Общества поощрения художников, являлся постоянным посетителем собраний петербургской Артели художников.

Умер Михай Зичи 1 марта 1906 г. Петербурге.

Для выставки отобраны более 100 гуашей, рисунков, акварелей, характерных для разных периодов творчества Михая Зичи и дающих представление о нем, как об искусном графике, придворном художнике — хроникере и книжном иллюстраторе.

Среди экспонатов выделяется акварель «Ундина» (1859). Композиция включает девять эпизодов поэмы В.А. Жуковского «Ундина», впервые полностью напечатанной в 1837 году с посвящением великой княгине Марии Николаевне. История Ундины, разыгранная в «живых картинах» членами императорской семьи и придворными, была тщательно зарисована художником.

Акварель «Торжественный обед в Грановитой палате» (1883) иллюстрирует трапезу по случаю коронования императора Александра III в московском Кремле. Акварель должна была войти в большой праздничный альбом. Внизу слева Зичи изобразил себя сидящим на низком стульчике и зарисовывающим в тетради сцену праздничного обеда.

Большое место в творчестве мастера занимает тема придворной охоты. И Александр II, и Александр III были страстными охотниками. Необычна серия из 52 акварелей, составляющих комплект игральных карт со сценами охоты Александра II.

Увлечение М. Зичи русской поэзией нашло отражение в серии рисунков на мотивы произведений М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина. Представленный на выставке рисунок углем и мелом «Демон, летящий над Кавказом» (1881), иллюстрирует первые строки поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон».

В экспозиции можно также увидеть серию жанровых рисунков, проекты театральных декораций, наброски сцен и костюмов.

К выставке подготовлен каталог (Издательство ГЭ); авторы каталога — кураторы выставки — А.С. Кантор-Гуковская, ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского искусства и Г.А. Принцева, ведущий научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа.

 
Михай Зичи в своем рабочем кабинете  Иллюстрация: журнал
Михай Зичи в своем рабочем кабинете Иллюстрация: журнал "Север"
Михай Зичи. Торжественный обед в Грановитой палате. Акварель.   1883 г.
Михай Зичи. Торжественный обед в Грановитой палате. Акварель. 1883 г.
Михай Зичи. Сцена коронации Александра II в Успенском соборе 26 августа 1856 года. Акварель.  1857 г.
Михай Зичи. Сцена коронации Александра II в Успенском соборе 26 августа 1856 года. Акварель. 1857 г.
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года