Вена и Будапешт на рубеже веков. 1870 — 1920-е годы. Произведения из собраний Австрии, Венгрии и России

Мозаика  Шандор Апати-Абт

11 ноября 2005 — 22 января 2006
Государственный Эрмитаж

Выставка насчитывает более 500 произведений. Она посвящена самому яркому периоду в истории совместного существования двух народов — венгров и австрийцев, начало которому положило оформление в 1867 году Австро-Венгерской монархии.

Выставка организована Государственным Эрмитажем совместно с Художественно-историческим музеем (Вена), Венгерской Национальной галерей (Будапешт), при участии Музея Вены, Австрийского театрального музея, Австрийской галереи Бельведер (Вена), Будапештского исторического музея, Музея прикладного искусства (Будапешт), при поддержке Посольства Австрийской Республики в Российской Федерации, Посольства Венгерской Республики в Российской Федерации, Генерального консульства Венгерской Республики в Санкт-Петербурге, Почетного генерального консула Австрийской Республики в Санкт-Петербурге.

Экспозицию открывают произведения искусства эпохи историзма: живопись, предметы декоративно-прикладного искусства и архитектурные проекты, эскизы фресок. Вoзникший в конце XIX века промышленный дизайн представлен исполненными в стиле модерн изделиями из стекла и металла, образцами мебели и всемирно известной керамикой завода Жолнаи. Тенденция европейской живописи рубежа веков нашли отражение в творчестве австрийских и венгерских мастеров пленэрного пейзажа, художников Сецессиона. Прикладное искусство этого времени представляют плакаты, а также керамика, костюмы, тканые ковры, вышедшие из знаменитых венских мастерских, и, тяготеющие к народным мотивам, изделия венгров из ткацких мастерских колонии в Гeдeлe. Последний раздел выставки посвящен миру театра, музыки и литературы.

Противопоставление венгерских и австрийских произведений искусства подчеркивает их сходства и различия. На выставке представлены два стиля — Ар нуво и историзм, которые существовали в этих странах и соперничали между собой. Вена, вместе с Мюнхеном и Парижем, была одним из главных центров искусства в конце XIX — начале XX века. Работы австрийских мастеров и их венгерских учеников показывают, что художники из Будапешта не только учились у своих венских коллег, но стали их соперниками. Таким образом, Будапешт усилил и дополнил роль Вены как культурного центра.

Почти пять веков (1526-1918) австрийцы и венгры жили вместе, в одном государстве. В 1867 году была создана Австро-Венгерская монархия. Император Франц Иосиф и его жена, императрица Елизавета стали королем и королевой Венгрии в знак равенства двух народов.

Важным рубежом в истории и Вены, и Будапешта является 1873 год. В этом году в Вене проходила Всемирная выставка, и в это же время в результате слияния трех городов на берегу Дуная родился город Будапешт. Поначалу Будапешт во всем следовал Вене. Молодые архитекторы, живописцы учились в Венской Академии. Вплоть до конца 1890-х годов развитие искусства двух столиц шло параллельно, затем их пути начали расходиться. Молодежь едет учиться в Мюнхен или в Париж. Следует отметить, что экспонируемые в 1873 году на Всемирной выставке в Вене полотна Михая Мункачи, Берталана Секея и Ласло Пала также представлены в Эрмитаже.

Время между 1873 и 1920 годами — период прорыва. Вена, а вслед за ней и Будапешт, становятся городами мирового значения. В 1910-е годы в обоих городах зародился свой авангард, а работающие здесь художники вносли заметный вклад в развитие европейского авангарда.

Открытки, карты, фотографии и планы новостроек, представленные в экспозиции, иллюстрируют рост Вены и Будапешта. В это время составляются грандиозные планы по перестройке Хофбурга, императорского дворца в Вене, и королевского дворца в Будапеште.

Особое внимание уделено на выставке изобразительному искусству. Петтенхофен основал школу живописи, открывшую, например, тему пейзажа нижней Венгрии. Отдельно от пейзажей австрийских и венгерских, так называемых, «атмосферных» импрессионистов представлен один из редких примеров пленэрных работ Михая Мункачи, его шедевр «Пыльная дорога»,.

Новое поколение Школы Сольнока и художников Надбанья с Кароем Ференци, отличалось от современных австрийских художников — Густава Климта, Оскара Кокошки и Эгона Шиле. Крупнейшими художниками Венгрии были Янош Васари и Йозеф Риппл Ронаи, которые не отставали от смены стилей; и гении, которые бросали вызов легкой классификации, такие как Тивадар Чонтвари Костка и Гулачи.

На выставке представлена группа авангардных художников «Восемь». В 1910-х годах они противопоставляли себя успешным художникам, которые находились под государственным патронатом. Конец их роста отмечен появлением кругов «Ма» («Сегодня») и «Кашак», которые развивались во время Первой мировой войны. Позже эти художники эмигрировали в Вену.

Завершает выставку работы венских авангардистов, которые выставлялись в Будапеште в 1912 году под названием «Neukunst» («Новое искусство»). Выставка имела международный успех, среди художников представленных на ней были Шенберг, Кокошка и Гютерсло. На примере этой группы видно, как возникало плодотворное сотрудничество венгерских и австрийских художников.

Экспозиция большей частью повторяет аналогичные выставки, с успехом прошедшие в Вене и Будапеште в 2003 и 2004 годах.

Спонсоры выставки: Министерство национального наследия Венгерской республики, Федеральное министерство образования, науки и культуры Австрийской Республики, Федеральное министерство иностранных дел Австрийской Республики.

Главный куратор выставки — К. Фeлди-Дожа, почетный директор Будапештского исторического музея; кураторы выставки: М.А. Аникин, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа; А. Писториус, хранитель Австрийского театрального музея; Э. Плесневи, куратор Национальной галереи Венгрии; Р. Поханка, куратор Музея Вены.

К выставке подготовлен каталог, выпущенный издательством «Славия», Санкт-Петербург. Авторы статей — известные искусствоведы Австрии, Венгрии и России.

 
Гобелен
Гобелен "Женщина с розами" Около 1906 г.
Ваза в виде куба  Около 1900 г.
Ваза в виде куба Около 1900 г.
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года