«Русский трофей». Ольга и Александр Флоренские

?Русский трофей?. Ольга и Александр Флоренские

Со 2 февраля
Мраморный дворец Государственного Русского музея

Экспозиция включает 50 произведений.

Ольга и Александр Флоренские родились в Ленинграде в 1960. Оба окончили Ленинградское Высшее Художественно-Промышленное Училище им. Мухиной. В начале 1980-х годов Флоренские стали одними из организаторов известной художественной группы «Митьки». Александр Флоренский, подобно другим участникам группы «Митьки», начинал как живописец и график, в том числе как книжный иллюстратор. Однако в начале 1990-х годов он начал действовать как западный художник-концептуалист: стал заниматься фотографией, делать объекты, работал куратором галереи «Митьки-ВХУТЕМАС». Ольга Флоренская — единственная женщина-художница в этом мужском коллективе.

Безусловно, это сильно повлияло на характер ее творчества. К традиционно женскому умению виртуозно владеть приемами и секретами работы с тканью прибавились умение прибить, выпилить, прикрутить, привинтить и другие традиционно мужские навыки. Ольга и Александр Флоренские – обязательные участники всех выставок группы «Митьки» (более 300).

В проекте «Русский трофей» художники реконструируют образ среднестатистического военного музея, где в одном пространстве сосуществуют батальные картины, образцы оружия и военной техники, знамена, амуниция и т.д. Одна из характерных черт проекта – предлагаемая зрителю возможность разных истолкований экспонатов. Само название «Русский трофей» не имеет однозначного смысла: это может быть и трофей, взятый русскими у гипотетических врагов, или наоборот захваченный кем-то у русских. Традиционно слово «трофей» может восприниматься с фантастическими оттенками смысла. Авторы как интерпретаторы занимают ироничную отстраненную позицию, предлагая вниманию зрителей показ наиболее распространенных клише, связанных с «образом врага».

На выставке экспонируются объекты (среди них: «Субмарина крупных размеров», «Минный тральщик», «Военный вертолет», «Пулемет с седлом»), «Русские военные картины» (серия из 8 картин маслом на холсте, серия шелкографий), шелкографии «Флаги основных неприятельских стран» и «Флаги основных неприятельских войск», серия «Аэрофотографий» и 5 «Трофейных фильмов», в которых сочетаются архивная кинохроника, игровые эпизоды и анимация. Проект «Русский трофей» продолжает тему создания симулятивной художественной и научной коллекции, которую Ольга и Александр Флоренские начали разрабатывать в 1994 – 1995 годах выставками «Русский альбом», «Русский дизайн», «Русский патент», «Движение в сторону ЙЫЕ (архив И. П. Баринова)». Флоренские были одними из первых отечественных художников 1990-х годов, кто стал продолжателем темы фиктивного архивирования и музеефицирования, открытой в начале ХХ века Марселем Дюшаном и продолженной в 1980-90-е годы Ильей Кабаковым, Еленой Елагиной и Игорем Макаревичем. Художники работали над проектом «Русский трофей» с 2001 по 2005 год. В Русском музее он впервые будет представлен во всей полноте авторского замысла. Большая часть объектов ранее не экспонировалась, «Трофейные фильмы» были показаны на девяти международных кинофестивалях и завоевали несколько призов.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года