Лучо Фонтана. Поэтика пространства на грани вымысла и изображения

Лучо Фонтана. Поэтика пространства на грани вымысла и изображения

3 марта — 10 мая
ГРМ, Мраморный дворец

Музей современного искусства городов Трентo и Роверето (MART) и Государственный Русский музей представляют первую в России персональную выставку работ Лучо Фонтана, — великого деятеля послевоенного мирового и европейского искусства. Выставлены 44 работы этого итальянского художника. Представленные шедевры иллюстрируют период, чрезвычайно важный для всего творчества Лучо Фонтана, так как являют собой результат «пространственного» поиска художника в 1951-1967 годах.

За последнее время это уже вторая крупная выставка, организованная MART в России. Первая, — Футуризм. Абстракция. Итальянское искусство ХХ века, — была проведена в Эрмитаже в 2005 году. Подборка, представленная в Мраморном дворце, включает произведения, которые продемонстрируют зрителю центральные темы творческого поиска художника.

Выставка делится на четыре части, соответствующие лейтмотивам творчества Лучо Фонтана. Первая часть иллюстрирует отношения между «пространством, материей и динамизмом», — темы, проанализированные в работах 50-х годов.

Вторая часть раскрывает использование пространства, понимаемого как «свет», что характерно для всего творчества художника. В этой секции можно любоваться одной из самых впечатляющих картин венецианского цикла (1961): Солнце на площади Сан-Марко.

Третья часть представляет пространство, становящееся «изображением». Фонтана вновь начинает воспринимать полотно как место изображения и расположения форм. Но в то же время пространство Фонтана становится «метафизическим», что явилось следствием удивительной идеи, найденной в овальных картинах так называемой серии Смерть Бога.

В заключение, четвертая часть иллюстрирует концепцию «пространства как пространства» и представляет многочисленные и показательные картины со знаменитыми «разрезами».

Фонтана — художник, сумевший лучше остальных интерпретировать современную ему эпоху, использовав физическую сущность пространства как метафору космического измерения; бесконечность как место изображения. Творческий поиск Лучо Фонтана, не имеющий аналогов в мире, во многом способствовал рождению современного итальянского искусства.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года