Лев Звягин. «Сталкер». Черно-белая фотография

Лев Звягин. ?Сталкер?. Черно-белая фотография

23 мая — 3 июня
Открытие 23 мая в 17.00
Галерея «Борей»
Литейный пр., д.58
вт — сбб с 12.00 до 20.00

Лев Звягин родился 18 августа 1939 года в Гатчине, умер 9 сентября 2000 года в Санкт-Петербурге. Во время войны был в эвакуации в деревне в Кировской области. После средней школы учился в ЛЭТИ и Гидрометеорологическом институте. Служил в армии. Фотографией увлекся в начале 1970-х годов. Учился у друзей-фотографов. С середины семидесятых работал фотографом в Комбинате шерстяных и технических сукон им. Тельмана, где у него была фотолаборатория. В собственной квартире он также оборудовал лабораторию, где занимался творческой фотографией. Снимал фотоаппаратом «Киев», «Салют», после перестройки — «Canon». Как фотограф был необычайно скромен и никогда никому не навязывал своих фотографий.

Единственная выставка, в которой он участвовал была в Литературно-мемориальном музее Ф. М. Достоевского в 1981 году в связи с открытием литературного клуба «81».Снимал городские пейзажи, пригородные парки, портреты художников и литераторов ленинградского андеграунда.

Лев Звягин — представитель ленинградского фотоандеграунда, старший брат известного писателя Евгения Звягина, через которого он познакомился со многими художниками и поэтами независимой культуры. Круг общения определил портретируемых. Это, с одной стороны, писатели и поэты — В. Алексеев, В. Нестеровский, С. Стратановский, Е. Звягин, с другой стороны, художники — А. Басин, В. Гаврильчик, Т. Новиков, Е. Фигурина, Н. Зверев, С. Добротворский и др. Примечательно, что Лев не делал постановочных портретов, а снимал своих друзей в той обстановке, в которой они жили.

Художник А. Барков снят на «рабочем месте» — в котельной, в мастерской А. Басина запечатлено скудное застолье художников, Е. Звягин разливает портвейн в мастерской В. Гаврильчика, С. Добротворский пишет холст, похмельный А. Зверев стоит на трамвайных путях Владимирского проспекта, Т. Новиков играет на флейте, т.е. подлинные документальные свидетельства жизни ленинградского андеграунда с точки зрения участника этих событий.

В 1970-е годы Л. Звягин снимал городские мусорные свалки. Пожалуй, он первым из ленинградских фотографов из «мусора» создал художественные проекты, которые сегодня вполне можно назвать экологическими. В его проекте «Сталкер» мусор становится героем пейзажей, а в «Коллекторе» Л. Звягин кадрирует свалки как натюрморты. Если серию «Сталкер» можно рассматривать как экологический репортаж советского периода, то в «Коллекторе» осуществляется сознательная и последовательная валоризация и эстетизация мусора.

Лев Звягин задолго до того, когда экологическая проблематика стала злободневной в нашей стране, не только открыл эту тему в своих фотографиях, но и сделал «мусор» героем своих произведений, тем самым, наделив его художественной ценностью и эстетической значимостью.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года