«Смысл жизни – смысл искусства»

«Смысл жизни – смысл искусства». Эмилия и Илья Кабаковы

С 15 июня
Мраморный дворец Государственного Русского музея

Экспозиция выставки «Смысл жизни – смысл искусства», организованной при поддержке «Pliva Croatia», включает более 300 произведений.

Выставка «Смысл жизни – смысл искусства» — кураторский проект Ядрана Адамовича, живущего в Нью-Йорке уроженца Сараево. На экспозиции представлены графические работы художников Центральной и Восточной Европы – из Боснии, Венгрии, Сербии, Словении, России, Хорватии и Чехии. Адамович – произведения, которого также присутствуют в экспозиции – выбрал авторов, близких ему по духу, в произведениях которых обнаружил сходные черты, вызванные общностью жизненного, исторического и визуального опыта. Все они сформировались в тоталитарных государствах, в обстоятельствах политической и эстетической несвободы и принадлежали к миру так называемого «неофициального искусства». Авторы – в той или иной форме – отозвались в своем творчестве на проблематику авангарда и соцреализма. Все они были свидетелями тех значительных перемен, которые произошли в политике, экономике, общественном сознании и государственном устройстве стран, принадлежавших к социалистическому лагерю.

Работы, представленные на выставке, выполнены по преимуществу в последнее десятилетие и показывают, как трансформировался этот общий опыт в новых условиях, как он повлиял на выбор тем, характер образов и способ мышления, как претворился в индивидуальные стили.

Среди экспонентов — мастера, активно действующие на поле актуального искусства, известные как в своих странах, так и в международном художественном сообществе. Большую часть собранной Ядраном Адамовичем «команды» составляют классики концептуализма – Илья Кабаков, Брацо Димитриевич, Виктор Пивоваров, Игорь Макаревич, Елена Елагина, Дмитрий Пригов, Марко Ковачич, Эрик Булатов, Александр Косолапов, Владо Мартек, Леонид Соков, Андрей Монастырский, Павел Пеперштейн, Джулия Книфер, IRWINы (Миран Мохор, Душан Мандич и др.).

Прямое отношение к концептуальной традиции имеет не только список имен, но и выбор рисунка как основного экспозиционного материала. Ведь на первый план в этом искусстве, работающем прежде всего с реальностью сознания, а не бытия, выходит именно идея. Ее исходным, а часто и конечным состоянием оказывается фиксация в наброске или слове. В своей графической ипостаси – в проектах картин, в эскизах инсталляций, в «конспектах» задуманных визуальных сочинений – аналитическая природа концептуального мышления раскрывается, пожалуй, в большей мере, нежели в монументальных и завершенных произведениях. Еще одно несомненное преимущество графического «формата» – содержательная полнота показа. Вряд ли какой-нибудь другой материал позволил бы создать столь впечатляющую панораму стран, авторов, тенденций, осуществить столь адекватную репрезентацию. Графический вектор проекта немало облегчил процесс комплектования выставки и одновременно сообщил ей необходимую мобильность. В 2005 году выставка демонстрировалась в Будапеште и Москве, а после Петербурга поедет в Ригу, Афины, Прагу и Любляну.

Экспозиция в Мраморном дворце отличается наличием произведений известных петербургских авторов. В ее состав будут включены три работы Ольги Тобрелутс, а также целый зал будет посвящен творчеству Тимура Новикова.

Название выставки многозначно. К тому же на разных языках оно звучит по-разному. Точнее всего, на английском: «Essence of life». Искусство – существо, экстракт жизни, ее пульсирующая субстанция. Не случайно так часто искусство рождается из событий жизни художников. Этот аспект подчеркнут в каталоге: монографические эссе-диалоги рассказывают прежде всего о том жизненном опыте, который позднее отлился в формы искусства. Острее и ироничнее всего – полностью в духе игровой концептуальной фразеологии — на венгерском: «Соль жизни – перчинка искусства». На русском – серьезно и даже торжественно, в контексте «вечных» вопросов: «Смысл жизни – смысл искусства». Искусство и жизнь находятся в сложном, нелинейном взаимодействии, одно познает себя через другое, одно перетекает в другое. Выставка объединяет художников, занятых исследованием этого взаимодействия, озабоченных поисками смысла жизни, и открывающих его людям. Роль творчества в этом процессе настолько велика, что нет ничего странного в парадоксальном, на первый взгляд, утверждении одного из экспонентов, Игоря Макаревича: «В общем, смысл жизни в искусстве. Разве не так?»

Спонсором проекта выступил фармацевтический концерн «Плива» и лично господин Боян Кебе, представитель компании в Центральной и Восточной Европе. К выставке при содействии «Пливы», кроме 408-страничного каталога, выпустили набор открыток. Открытки помещены в футляр, оформленный как упаковка для лекарства. Тем самым компания не только подчеркнула свою причастность к проекту, но предложила выразительную метафору социальной роли искусства. Искусство сродни лекарству – это сильнодействующее средство, которое способствует устранению болезней общества. Как и лекарство, оно может быть неприятным, горьким, но без этого эффект не будет достигнут.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года