Поиски визуального кинетизма

Галатея.  1985-1990

25 мая — 25 июля
Государственный Эрмитаж

На выставке в Залах у Салтыковского подъезда в Зимнем дворце представлено около 50 работ основных представителей кинетического искусства из Италии, Латинской Америки, Франции, Югославии, России и Германии.

Экспозиция организована Государственным Эрмитажем совместно с издательством «Иль Чиньо Галилео Галилеи», при поддержке Министерства иностранных дел Италии, Министерства культуры Италии и Генерального консульства Италии в Санкт-Петербурге.

Кинетическое искусство, или кинетизм, — художественное течение, в основе которого лежит идея формы в движении, которое понимается не как физическое перемещение предмета, а как его изменение или трансформация, как любая форма «жизни» предмета в момент его восприятия зрителем. Некоторые произведения динамически преобразуются самим зрителем, другие — колебаниями воздушной среды. Большое распространение получили конструкции, приводимые в движение мотором или электромагнитными силами. Во многих случаях иллюзия движения возникает благодаря меняющемуся освещению, иногда форма оптически меняется при изменении точки обзора зрителем.

Кинетическое искусство как самостоятельное направление оформилось во второй половине 1950-х годов. Ему предшествовали эксперименты дадаистов, футуристов, конструктивистов, а также витавшие в воздухе идеи создания произведений с меняющейся формой. Главные задачи, которые ставят перед собой художники-кинетисты, — это эстетизация движения, игра света и тени с использованием нетрадиционных прозрачных материалов, эксперименты с динамикой и светотенью. При помощи специальных структур создается иллюзия движения. Еще один часто используемый художниками прием — создание так называемого «муарового эффекта», возникающего от взаимодействия нескольких сеток или растров, расположенных на некотором расстоянии друг от друга. Любое движение зрителя включает механизм взаимодействия растровых сеток, что приводит к образованию сложных переливающихся орнаментальных образов.

Наиболее эффектными оказываются работы, выполненные с использованием контрастных линеарных структур, когда целостный образ складывается из реального волнообразного рисунка. Сами композиции провоцируют зрителя на широкий круг образных ассоциаций. Нередко восприятие колеблется от плоских образов к пространственным и обратно.

Еще одна особенность кинетического искусства — его рациональная эстетика, геометрическая, строго выверенная пластика объектов, программированное движение формы и света.

Цель выставки — проследить развитие этого направления, уделяя внимание, прежде всего, искусству послевоенной Италии, где свой вклад в кинетизм внесли Бруго Мунари, миланская «Группа T» и, в большой степени «Группа Н» из Венето. В последнюю входили Альберто Биази, Манфредо Массирони, Тони Коста, Эдоардо Ланди — сформировавшиеся в середине 1950-х годов молодые художники.

Творчество Альберто Биази, одного из наиболее утонченных и сложных представителей кинетизма, связано с овладением механизмами оптического восприятия, направленными на поиск аналогий с природными явлениями и призванными вовлечь зрителя в пространственные взаимодействия.

Позднее, в 1960-х годах во Франции формируется группа G.R.A.V. (Группа Исследования Визуальных Искусств), основанная художниками Демарко, Гарсия Росси, Порелле, Собрино и Ле Парком, получившим в 1968 году первый приз на Биеннале в Венеции.

Россия также не осталась в стороне от этих творческих поисков: можно упомянуть группу «Движение», куда вошли Нусберг, Колейчук, Урин, и группу «Мир», основанную Колейчуком и Рыгуновым. Из произведений русских художников на выставке можно увидеть работы Колейчука, Инфанте и Стучебрюкова.

 
Прогрессия.  1959 г.
Прогрессия. 1959 г.
Динамическое образование.  1964 г.
Динамическое образование. 1964 г.
Круговая динамика.  1962-1965
Круговая динамика. 1962-1965
Визуальная треугольная динамика.  1965-1978
Визуальная треугольная динамика. 1965-1978
Пауль Клее.  2005 г.
Пауль Клее. 2005 г.
Средиземное море.  2006 г.
Средиземное море. 2006 г.
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года