Гардероб одной дамы

Александр Китаев. Тень

26 июня – 29 июля
Фонд и школа фотографии «Петербургские фотомастерские»
Государственный музей истории Санкт-Петербурга
выставочные залы Особняка Румянцева (Английская наб., 44)

Про вещи

“Где ты купила этот элегантный костюмчик?” — спросила она как-то. А я его не купила, я его сшила у своей портнихи в ателье Литфонда. Ослепленная обилием витрин “дамского счастья”, я призналась в этом не без стеснения. “Ты хочешь сказать, что у тебя есть своя портниха и что он сшит специально на тебя?”
Из статья М. Туровской «Советский средний класс»

Платья, юбки, блузки, сумочки, шарфики 1930—1960-х годов принадлежали петербургской даме, любившей и умевшей хорошо одеваться, биография которой, в принципе, не важна. Но несколько фактов из биографии нашей дамы необходимо учесть.

Во-первых, она была именно дамой, а не «гражданкой», не «женщиной», и, упаси Бог, не «товарищем». Из этого следуют как минимум две вещи, а именно – образ жизни с непременными театрами и концертами; а кроме того — - перчатки и шляпа, необходимые при любом туалете.

Во-вторых, она была не просто дамой, а преподавателем университета. Дамы-преподаватели высшей школы в нашем городе всегда отличались тщательно подобранным гардеробом: с одной стороны, обязывала «публичная» профессия – необходимость ежедневно представать перед многочисленной студенческой аудиторией; во-вторых, совместительство в других вузах и полторы-две ставки в собственном всегда давали возможность приработка, который обычно и шел на маникюр, прическу и портниху. Преподаватель высшей школы (а Университет в иерархии ленинградских вузов занимал самое почетное место) – это советский «средний класс», если точнее, middle middle. Дамская портниха для него такое же обязательно условие как «квартира-машина-дача», а даже важнее. С одной стороны, портниха была необходимостью, с помощью которой можно было индивидуальными усилиями бороться с дефицитом и пустыми полками магазинов, с другой – в ней сохранялся привкус роскоши, подлинного, а не мнимого «дамского счастья», старого, довоенного и даже дореволюционного быта. К тому же преподаватели высшей школы, в отличие от большинства советских граждан, имели больше возможностей по выезду за рубеж – в качестве туристов или же специалистов, направляемых для обмена опытом или для помощи братским социалистическим странам. Зарубежные поездки были еще одним оружием в борьбе с тотальным дефицитом за женскую красоту и привлекательность.

В-третьих, дама была замужем, причем муж ее тоже был преподавателем университета и именно муж ее и был в свое время отправлен помогать Китайской Народной республике в нелегком деле построения социализма. К тому же муж дамы был на 10 лет ее моложе. В-четвертых, красивые платья, шляпы и перчатки нравились даме и сами по себе. Она за ними ухаживала и заботливо хранила в пакетах и специально сшитых из бязи чехлах. Именно благодаря этому они и сохранились до наших дней и были предоставлены для нашего проекта родственниками Валерии. Именно так звали даму.

Юлия Демиденко,
куратор выставки «Гардероб одной Дамы»

 
Гардероб одной дамы
Гардероб одной дамы
Гардероб одной дамы
Гардероб одной дамы
Гардероб одной дамы
Гардероб одной дамы
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года