«Графическая археология»

?Графическая археология?

29 сентября — 12 октября
Презентация 29 сентября в 19.00
ZERO Gallery
ул. Достоевского, д. 44, корпус Е, бизнес-центр «ZeitWerkHaus», 7 этаж, мансарда

Открытие выставки «Графическая археология».
Презентация книги «От Психологии бытового шрифта к Графической археологии».

Этот выставочно-издательский проект объединил пятерых скрупулезных и внимательных собирателей графических примет городского настоящего — художницу Ольгу Флоренскую (СПб), фотографов Юрия Молодковца (СПб) и Олега Шагапова (СПб), дизайнеров Юрия Гулитова (Москва) и Митю Харшака (СПб).

Графическая археология одна из самых неточных наук — не чета математике. В поле зрения графической археологии попадают граффити и бытовые надписи: «Машины не ставить, штраф — лопатой по стеклу!», «Выгул собак воспрещен и неэтичен», «Пункт приема стеклотары во дворе» и прочие графические изыски современной городской среды. Материал ее может быть циничным или романтичным, чистым искусством или чистой функцией, но в любом случае — это тот пласт графической культуры города, который видят все, но по-настоящему замечают немногие. Авторство определения «Графическая археология» принадлежит куратору проекта Мите Харшаку.

Подробнее о проекте:
Основоположником научного направления заслуженно считается Ольга Флоренская. Именно она ввела в обращение термин «бытовой шрифт» для обозначения непрофессиональной уличной шрифтовой графики. Исследование Флоренской «Психология бытового шрифта» опирается на богатый натурный опыт, связанный с экспедициями по России, Франции, Италии, США и другим странам мира. Эти поездки дали художнице возможность собрать богатейшую коллекцию образцов бытового шрифта. Часть из них представлена на выставке в оригиналах!

Петербургский фотограф Юрий Молодковец представляет серию фотографий «Рождество», в которой запечатлены неземной красоты граффити, подсмотренные автором во дворе одного из петербургских родильных домов. Счастливые отцы пишут на стенах слова любви. В бесконечном повторении перекрывающих друг друга незатейливых фраз видится отголосок традиции, освящающей это место, и превращающей унылый бетон в удивительную «стену жизни». Юрия Молодковца можно отнести к самым ярким представителям романтического направления графической археологии. Фотограф Олег Шагапов не фокусирует своего внимания на какой-либо отдельно взятой области бытового шрифта — его интересует явление в целом, как в романтических, так и в циничных его проявлениях. По цензурным соображениям значительная часть маргинальных граффити не вошла в книгу, но на выставке зрители будут иметь возможность ознакомиться с этим пластом городской визуальной культуры.

Лауреат множества престижных профессиональных наград, дизайнер и педагог Высшей Академической Школы Графического дизайна (Москва) Юрий Гулитов представляет свои эксперименты в сфере шрифтовой графики, а также работы своих учеников. В своем творчестве он отталкивается от образцов бытового шрифта, собранных им во время путешествий по России и зарубежным странам. Графические произведения Гулитова и его учеников всегда отличают острота решения, делающая их ярким и заметным явлением на поле современного дизайна.

Значительная часть экспозиции и книги состоит из работ студентов дизайнера и педагога Северо-Западного института печати — Мити Харшака. В учебных проектах студенты опираются на один из основополагающих принципов графической археологии, заключающийся в заимствовании ready-made объектов из городской среды и их переосмыслении в контексте современного дизайна. Именно специальная внимательная настройка глаза в ходе краеведческих прогулок по городу может зачастую подсказать неординарное и острое дизайнерское решение. На выставке представлены шрифтовые гарнитуры, спроектированные студентами на основе обнаруженных в городской среде образцов бытового шрифта.

На открытии выставки Ольга Флоренская покажет слайд-фильм, представляющий коллекцию шрифтовых достопримечательностей, позаимствованных из окружающей среды, а Митя Харшак подробнее расскажет о графической археологии. Гостям будет представлена книга «От Психологии бытового шрифта к Графической археологии», включающая в себя творческие проекты всех вышеперечисленных авторов.

 
?Графическая археология?
«Графическая археология»
?Графическая археология?
«Графическая археология»
?Графическая археология?
«Графическая археология»
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года