«Путь к мастерству: Европейское и русское искусство XV – начала XX века»
8 ноября – 3 декабря
Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств
Университетская наб., 17
Выставка из фондов является одним из мероприятий, посвященных 250-летию Российской Академии художеств.
Русский раздел представляет зрителю учебные работы воспитанников Императорской Академии художеств XVIII-начала XX в. Рисунки, живописные и скульптурные этюды и эскизы, программы, архитектурные проекты, удостоенные различных награждений, свидетельствуют о высоких достижениях художественной школы. Обучение рисунку составляло основу подготовки будущего художника. В экспозицию включены примеры всех видов заданий — рисунки натурщиков, выполненные А. М. Шелковниковым (малая серебряная медаль, 1796), В. И. Албычевым (малая серебряная медаль, 1802 г.), М. Г. Бирюковым (малая серебряная медаль, 1790 г.), К. П. Брюлловым (1817-1821 гг.), А. Г. Варнеком; рисунок с гипсового Аполлона Бельведерского К. Б. Венига (назначен в «оригиналы», 1848 г.), рисунок драпировки В. П. Верещагина (1857 г., с распоряжением Совета профессоров оставить в классах в качестве образца).
«Пейзаж (На мощеной или на римской дороге») 1790-е годов С. Ф. Галактионова – пример штудии с гравюры, обязательного первоначального этапа обучения. Особую значимость разделу русского искусства придают листы будущих корифеев – В. К. Шебуева, А. Е. Егорова, О. А. Кипренского, А. И. Иванова, К. П. Брюллова; известных мастеров второй половины XIX столетия – К. Е. Маковского, П. П. Чистякова.
Русская живопись представлена учебными этюдами, эскизами, программами академистов второй половины XIX века, получивших на экзаменах высокие номера, премии, серебряные и золотые медали. Помимо картины «Воскрешение дочери Иаира» В. Д. Поленова, удостоенного в 1871 г. за исполнение этой программы звания художника и пенсионерской поездки за границу для усовершенствования в живописи, показаны эскизы композиций Н. Т. Малышева («Три отрока в пещи огненной», малая серебряная поощрительная медаль 1879г.), В. П. Павлова («Иосифа продают братья купцам измаильтянам», 1 премия, 1891г.), учебные эскизы Н. И. Чичелева («Моисей источает воду из скалы» и «Встреча Соломона с царицей Савской» 1886 г.).
В натурных постановках можно проследить переход от использования классических условных локальных цветов к осветлению палитры — следствие работы на пленэре, а также к большей естественности поз, жестов, композиции. Учебными эскизами представлен период существования Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств (1894-1917 гг.), когда кардинально изменилась система обучения – отменены программы с обязательными сюжетами, существовавшая прежде система поощрений и наград, присуждение званий классных и неклассных художников и т. д. Это работы А. А. Бучкури («Палач. Казнь», 1904 г.), И. Г. Мясоедова («Поход минийцев», 1908 г.), Е. М. Сотникова («Крестный ход, 1909г.) и конкурсная картина Н. И. Фешина «Капустница» 1909 г.), принесшая автору звание художника.
В разделе русской скульптуры – учебные рельефы А. Е. Есакова «Иван Грозный» (1809 ?) и «Ганимед»(1828 г.) будущего профессора скульптурного класса Н. С. Пименова.
Европейская живопись, рисунок и скульптура XV-XIX вв. дают лишь представление о некогда очень богатой академической коллекции. История Музея Академии художеств сложилась так, что в 1920-1930-х гг. он, вследствие упразднения, проведенного по инициативе учебного заведения (института, возникшего вместо Высшего художественного училища при Академии художеств), потерял наиболее ценную часть своего собрания. Она попала в Эрмитаж, Русский музей и др. государственные собрания. На выставке показаны немногочисленные картины, рисунки и скульптуры из исторической коллекции Музея Императорской Академии художеств.
Имена Г. Ладзарини Э. Вербукховена, Г.–Ф. Ругендаса часто упоминались в дореволюционных каталогах Музея, однако их произведения, как правило, передававшиеся академическому собранию в дар, сейчас украшают коллекции других музеев, а экспонируемые на выставке картины («Софонисба принимает яд» Г. Ладзарини, «После сражения (Поле сражения)» Г. Ф. Ругендаса, «Овцы» Э. Вербукховена ) поступили гораздо позднее, в том числе и через Государственный музейный фонд, из национализированных частных собраний (как, например «Обручение св. Екатерины» предположительно отца и учителя знаменитого Рафаэля, происходившее из собрания князя Орбелиани).
В ходе научной работы сотрудников и реставраторов Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств был сделан целый ряд значительных открытий: атрибутированы картины: французского мастера Ж.-Б. Удри «Панно с вазой, собакой и зайцем» (1755г.) – члена Королевской Академии живописи и скульптуры в Париже, главного инспектора мануфактуры Гобеленов; а также ученика Джованни Беллини Дж. Мочетто, представленного полотном «Мадонна с младенцем Иисусом, Иоанном Крестителем и апостолом Петром».
К произведениям исторической академической коллекции относятся – «Минерва избивает гигантов» Луки Джордано, «Альдобрандинская свадьба» неизвестного художника итальянской школы начала XVIII в. (копия с настенной античной росписи, подарена Академии художеств Д. С. Бортнянским в 1805 г.), а также отреставрированное к выставке полотно А. Кауфман «Узнанный Ахиллес» 1789 г. – парное к хранящейся в Музее картине «Спящий младенец Сервий Туллий». Обе были заказаны знаменитой художнице Екатериной II.
Из коллекции кавалера А. Фарсетти, поднесенной им Российскому престолу и в начале XIX века пополнившей собрание Академии художеств, экспонируются небольшие барельефы из терракоты итальянских ваятелей эпохи барокко.
От президента Императорской Академии художеств И. И. Бецкого в 1769 г. в Академию поступило великолепное собрание рисунков Ж.-Б. Греза – на выставке показано несколько листов французского мастера.
Из прекрасной коллекции картин графа Н. А. Кушелева-Безбородко, завещанной им Академии в 1862 г., экспонируются ранее не выставлявшиеся работы – фламандца Я. ван Блумена «Переход реки со стадом»; «Сражение» Х. Л. Левенстерна, «Распятие» неизвестного итальянского художника XVII в., «Поклонение пастухов» — копия с оригинала Б.-Э. Мурильо неизвестного европейского мастера XVIII столетия.