Николай Иванович Андронов и Наталья Алексеевна Егоршина
с 30 ноября
ГРМ, Мраморный дворец
30 ноября в Мраморном дворце Государственного Русского музея открывается выставка «Николай Иванович Андронов и Наталья Алексеевна Егоршина». На экспозиции представлено около 170 произведений из собрания семьи художников, Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного историко-художественного и литературного музея-заповедника «Абрамцево», частных коллекций.
Впервые в Русском музее будет ретроспективно представлено творчество известных живописцев — Николая Ивановича Андронова (1929-1998) и Наталии Алексеевны Егоршиной (род. в 1926). Выставка предоставляет возможность в рамках одного проекта познакомиться с двумя персональными экспозициями художников, объединенных общностью судеб — профессиональных и личных. И Андронов, и Егоршина принадлежат к поколению художников-«шестидесятников», которые решительно заявляли о своей гражданско-эстетической позиции, декларативно отстаивали правду в искусстве, а также право на обновление языка искусства.
Николай Иванович Андронов родился в Москве 30 апреля 1929 г. В 1943–1948 гг. учился в Московской средней художественной школе, затем поступил в Институт имени И.Е. Репина в Ленинграде. Вернувшись в Москву, продолжал обучение в Институте имени В.И. Сурикова (1952-1954).
Широкую известность Андронову принесли картины «Монтажник» (1958) и «Плотогоны» (1961, обе — ГТГ), ставшие своего рода художественными манифестами «сурового стиля». В этих произведениях официальные по теме «трудовые будни» превращаются в образ гордого творческого самоутверждения.
Позже главным источником мотивов для художника стало Ферапонтово на Вологодчине, где он оборудовал летнюю студию. С середины 1960-х складывается круг тем, которым художник оставался верен до конца жизни. Образы русского Севера составили тридцатилетний цикл — колористически-сдержанный, динамичный по красочной пластике, драматически-напряженный по настроению («Проводы», 1965-1967, ГТГ; «Озеро. Семья охотника», 1965, ГРМ). В этом цикле доминируют безлюдные пейзажи, интерьеры избы-«студии», сельские натюрморты и меланхолические автопортреты («Автопортрет в гробу», 1966-67; «Зимняя ночь. Собаки», 1970, обе — ГРМ).
В 1960-70-е гг. Андронов немало работал как живописец-монументалист. За мозаичное оформление интерьера издательства «Известия» («Человек и печать», 1978; совместно с А.В. Васнецовым) ему была присуждена Государственная премия СССР в 1979 г.
Важным для понимания творчества Андронова является мотив окна как символа объединения различных пространств — домашнего и природного, земного и духовного («Окно ночью», 1976, ГРМ; «Весеннее окно», 1998).
В 1980-90-е гг. в творчестве художника преобладали религиозные мотивы. Темы культурной памяти, духовного наследия становятся определяющими и в его автопортретах («Автопортрет в музее», 1986-1996; «Автопортрет с Николой», 1990), и в пейзажах («Пасхальная ночь в Ферапонтово», 1996-1997), и в «окнах» («Окно. Вид на монастырь. Ферапонтово», 1998).
Наталия Алексеевна Егоршина родилась в Самаре 28 декабря 1926 г. В 1947-53 гг. училась в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. В 1952 г. вышла замуж за Николая Андронова.
В начале 1960-х гг. работы Егоршиной экспонировались на «Выставке группы 9-ти» (1961, Москва), «Выставке группы 8-ми» (1962, Ленинград) наряду с произведениями мастеров «сурового стиля» — Н. Андронова, М. Иванова, П. Никонова и др. Но уже тогда творчество художницы отличалось самобытностью, отходом от стереотипов и невозможностью причисления к какому-либо художественному движению. Ее живопись — мир зарождающийся, пробуждающийся. Принцип развития, незавершенности в ее творчестве можно понять, как желание сохранить свежесть и чистоту замысла.
В типично «шестидесятнических» портретах Павла Никонова (1961) и Дмитрия Сарабьянова (1964, ГРМ) концентрируется энергетика молодого, только что по-настоящему вступившего в жизнь поколения с его идеалами и надеждами. В этих портретах, и еще в большей степени в портрете Николая Андронова «Три ракурса» (1965), очень велика роль незаписанного холста как символа пространства, становления, искания.
Прием создания «свето-пространства» используется художницей не только в портретах, но и в натюрмортах («Натюрморт с кувшином», 1961; «Натюрморт с бутылкой», 1965), и в столь близких художественным взглядам Андронова «окнах» («Весенняя зелень. Окно», 1984).
Как и Андронова, Егоршину волнуют взаимоотношения реального и изображенного, действительности и искусства, прошлого и настоящего. Порой образы персонажей, являющихся достоянием истории — Лермонтова (1979) и Павла I («Среди женщин» (1969) — выглядят ярче и определеннее, чем образы современников. Романтический ореол, окружающий и поэта, и императора — для Егоршиной это тоже реальность, реальность духовная.
Как мужское и женское начала, — Инь и Янь, — в своем творчестве Егоршина и Андронов одновременно и спорят между собой, и дополняют друг друга. Данная выставка позволит зрителю ощутить извечное единство и борьбу противоположностей.