Леонид Тишков. Сольвейг и другие инсталляции

Леонид Тишков.   Сольвейг  и  другие  инсталляции

20 декабря — 30 декабря
Молодежный образовательный центр Государственного Эрмитажа
набережная р. Мойки, 45 (2 этаж)

Мистерия света от одного из самых известных современных художников Москвы

20 декабря
открытие в 16:00
мастер-класс в 18:00

Наполненные чудесами, с традиционными сказочными сюжетами, эти существа-истории, эти картины-образы восходят из моей памяти как глубоководные рыбы, как свет из пещеры. Невозможность вспомнить дословно заставляет меня додумывать, и тогда появляется апокрифическое – нечто сокровенное, выходящее с кровью, потаенное ранее в памяти, в печени, в небесной сфере желудка. После этого слово становится плотью, овеществляется, занимая внутренние, а потом и внешние пространства. Отрешенность сюжетов позволяет создавать множественность, переходящую в бесформенность, каковой обладает любая живая материя. В числе этих сюжетов: Благовещение, прядение пурпура, Рождество, Вязаник, Новый Год, Распятие, ужин в Еммаусе, святые деревья.
Стали пусты Даблоиды, висящие теперь как носки для рождественских подарков. Символы христианства покоряют своей силой и простотой. Много лет я создавал образы, сакрализуя профанное, но когда одни нумены покидают нас, другое божественное нисходит в долину. И озаряет нас своим Светом.

Леонид Тишков

Леонид Тишков по прежней жизни – врач, и его интересует, что у человека внутри. Внутри душа. Рискну предположить, что на всех этапах своей художественной карьеры он пытается эту малопонятную субстанцию выловить, описать, выслушать, приручить – словом, вылечить.

Дело это неблагодарное. Душа не санкционирует вторжения. Она ускользает, показывая, как лох-несское чудище, то голову, то хвост, а то и зубы.

В прежние годы художник фиксировал увиденное, создавая, подобно древнему сказочнику, фантомные пространства, населенные жутковатыми и комичными уродцами. Эта традиция стара как мир — человечеством придуманы несметные популяции эльфов, гномов, гоблинов, херувимов и серафимов. Можно догадаться, что создание существ — стремление освободиться от мучительной части своего «я».

«Существа» Тишкова — паразиты сознания, материализация навязчивых идей, тревог, вожделений и страхов. Зажившие самостоятельной жизнью ненасытные желудки — Стомаки. Загадочные, герметично изолированные от мира Водолазы. Бессмысленные «Чурки». И его самые известные творения — вездесущие Даблоиды, агрессивные красные пятки, снабженные невероятной энергией и крошечным мозгом.

Вся эта нечисть плодилась и бушевала в творчестве Тишкова, обзаводилась собственной историей и мифологией – а потом как-то сошла на нет.

Многолетние усилия художника оказали, похоже, свое целительное действие – ведь описать и назвать по имени – значит, овладеть. Бесы отошли.

Сегодня Тишков по-прежнему занят Душой – пытается прописать ее, примиренную и мудрую, в пространстве великих мифов человечества. Тварь ищет и порой почти находит свое место в Творении – где-то на краю засыпанной солью земли, в лучах рукодельной луны, под усопшей елкой. Среди детских игрушек, священных книг, бабушкиной ветоши, прошлогоднего снега — находит покой меж таких же странных, как она, бедных, счастливых Тварей.

Марина Колдобская

 
Леонид Тишков.   Сольвейг  и  другие  инсталляции
Леонид Тишков. Сольвейг и другие инсталляции
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года