Позитивные процессы
23 января – 20 февраля 2007
Государственный центр фотографии
Санкт-Петербург, Большая Морская, 35
М. Невский проспект/ Гостиный двор
Т.П. Новиков, Д.Е. Егельский, А.В. Медведев, Е.С. Остров, С.В. Макаров, С. Свешников, Д. Александров, С.Климов
Государственный центр фотографии представляет выставку фотографий, воссоздающих старинные технологии художественной фотопечати XIX века: гуммиарабиковую пигментную печать, бром-масленный процесс (бромойль), калотипию, клеевую печать. Свои творческие исследования возрождения забытых технологий фотопечати художники начали уже в начале 90-х годов в Новой Академии Изящных Искусств, которая c 1994 года входила в состав «Общества «А-Я».
В течение десятилетий научно-исследовательским отделом Новой Академии Изящных Искусств были возрождены многие методы благородной фотопечати: комбинированная гуммипигментная печать, метод Саврасова, хиротипиия, карбонпроцесс, масляная печать, метод Сери и другие. Работы художников Новой Академии широко известны в России и зарубежом. Многие работы из представленных на выставке уже выставлялись в Государственном Русском Музее, Третьяковской галерее и в ряде крупных европейских музеев.
Благородные способы печати
Андрей МедведевКогда вспоминают старинные фотографии, то помнятся только тонкие нюансы переходов из света в тень. Старая фотография почему-то всегда воскрешает в памяти тонкое изящное качество. Я вспоминаю первые увиденные мною работы, выполненные в благородных техниках, это было на выставке «Москва-Париж» в Пушкинском музее в 1981 году. Я увидел там фотографии Василия Улитина. После жесткости конструктивизма Родченко мой взгляд упал на непонятную фактуру, это был пейзаж с женщинами, я смотрел и не мог понять — это рисунок или это фотография? Это была олеография. Я запомнил это слово и потом уже встретил его в момент изучения позитивных процессов. Что-то в этой фотографии было напоминающее находки импрессионистов в живописи: это одновременно и картины Дега и Клода Моне, это неуловимость переходных состояний пейзажа, как будто ветер перемен подул. Фактура мазка в олеографии напоминала фактуры мазков художников пуантилистов, но это был тот самый мазок, что в современном языке зовется пиксель. Тот самый пиксель, делающий цифровую фотографию мертвой и холодной, в благородных техниках целиком и полностью зависит от воли художника.
Несколько слов о красоте бумаги. Льняная и хлопковая — разница незначительна, но эти незначительные нюансы становятся очень важными. Ювелирные различия фактуры и отражения света, зерно во многом определяют тактику и темперамент автора. Красота бумаги имеет большое значение: ее микроскопические фактуры позволяют художнику обобщать образы или делать их очень подробными, то есть благородные техники позволяют наиболее полно выражать пластическую мысль творца. Большое значение имеют краски. Неважно, что это — молекулы серебра, группирующиеся в тенях, или куски пигмента, соединяющиеся в тени и переходящие в полутона. Важна лишь художественная воля.
Большинство фотографов, которые когда-либо увлекались благородными процессами, помимо прочего имели художественное образование. Их интересовало обобщение образа больше чем рисование мелких, ненужных, случайных подробностей. Они всячески старались размыть ту грань, что есть между рисунком и фотографией, искусством и наукой, чтобы художественный образ был не менее важен, чем научная достоверность. Если изначально художники старались отражать реальность, то впоследствии с развитием техники они стали подчинять реальность себе, сообразно собственному художественному мышлению. Во времена высоких технологий, пользуясь арсеналом профессиональных секретов, каждый, подобно средневековому алхимику, может найти свое определение понятия красоты.