Видеоинсталляция Людмилы Беловой «Зал N»

Видеоинсталляция   Людмилы Беловой  «Зал N»

24 января – 4 февраля Молодежный образовательный центр Государственного Эрмитажа набережная р. Мойки, 45 (2 этаж)

Государственный Эрмитаж
Молодежный образовательный центр
С.-Петербургский филиал Государственного центра современного искусства
в рамках образовательной программы «Актуальное искусство«

Открытие выставки — 24 января в 17:00
Мастер-класс — 27 января в 18:00

В памяти у каждого посетителя музея сохраняется и нужное, и ненужное. Как выловить в потоке впечатлений ту истину, которая должна же быть? Как найти в Эрмитаже свой зал N?

Людмила Белова – художник, озабоченный простым и главным вопросом: что происходит на самом деле? Что мы действительно видим?

Этот фундаментальный вопрос, приходя в голову разных авторов в разное историческое время, порождал фундаментальные системы изображения. Миры, начерченные шаманами и небесные сферы, изображенные иконописцами. Перспектива линейная, ортогональная и обратная. Моделировка пространства пуссеновская и сезанновская. Светотени Рембрандта и цветные пятна пуантилистов. Мучения Петрова-Водкина и бредни дадаистов. Все это (всего не перечесть) мотивировано стремлением прорваться к реальности.

Какой? Той, что мы видим? Той, что, как нам кажется, мы видим? Той, что мы помним или должны вспомнить? Реальности того, что где-то глубоко внутри, так, что и не заметно? Очевидности того, что на поверхности настолько, что игнорируется?

Нельзя передать все. Художник должен сделать свой выбор, построить свою систему приоритетов, создать свой язык изображения. Людмилу Белову занимает информационный шум. Мусор. Помехи. Вынужденные ракурсы и навязанные точки зрения. То, что принято не замечать, о чем вообще не принято говорить, что остается за пределами критики, как вещество антихудожественное, бессмысленное и случайное – но что занимает процентов 90 того, что мы вообще видим, слышим и знаем.

Холодноватые и рационалистичные работы Людмилы Беловой при ближайшем рассмотрении становятся страшноватыми. Современный человек (или вообще человек?) оказывается приемником-передатчиком информации, в большинстве своем ненужной, суррогатной, фальшивой, и, вероятно, вредной. Из чего же состоим мы сами? Что у нас в голове? Как выловить в потоке мусора ту истину, которая там есть (должна же быть)? Как опознать в информационном потоке, протекающем через собственный мозг, свои кровные, драгоценные мысли и чувства? Как найти в Эрмитаже свой зал N?

Марина Колдобская

Выставка проходит в залах Молодежного центра Эрмитажа, расположенных в здании Главного штаба, вход с набережной реки Мойки. По отношению к основным экспозиционным залам Эрмитажа, это, в общем–то, зал N. Немногие знают, где это…

Но тем и славится Эрмитаж, что в нем можно заблудиться и не сразу найти тот зал, где висит любимая картина. Сначала приходится поблуждать и увидеть многое другое, устать, потерять всяческую способность к восприятию, и наконец-то, оказавшись перед вожделенным шедевром, насладиться разглядыванием его сквозь спины и головы таких же измученных современников…

В памяти остается всё: и нужное и ненужное: фрагменты живописи, плывущие над головой огромные люстры, разговоры по мобильному телефону впереди идущей девушки, гул многоязычной толпы, двери, лестницы, анфилады, обсуждение пенсии сидящими в углах смотрительницами, громкий голос экскурсоводов, стук каблуков по паркету…

В памяти у каждого сохраняется свой Эрмитаж, свой зал N. В воспоминаниях об Эрмитаже из детства отчетливо вижу граненую, розового стекла дверную ручку, которая заслонила все увиденное, она так сверкала, и до неё можно было дотянуться…
Мне было 5 лет.

Людмила Белова

Кураторы: М.Д. Колдобская, С.В. Кудрявцева.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года