Оттепель. К 15-летию Галереи М. Гельмана

Оттепель. К 15-летию Галереи М. Гельмана

С 26 января
Государственный Русский музей, Мраморный дворец
Миллионная ул., 5/1

25 января 2007 года в Мраморном дворце Государственного Русского музея (Санкт-Петербург) откроется выставка, посвященная 15-летию Галереи Марата Гельмана, где будут представлены произведения художников, сотрудничавших с галереей на протяжении этих лет. К выставке (и к юбилейной дате) будет выпущена книга-каталог, составленная Евгенией Кикодзе.

***

Выбор Марата

Оттепель после метели.
Только утихла пурга,
Разом сугробы осели
И потемнели снега.
Николай Заболоцкий, «Новый мир», 1953, N10

Одним из первых знаков «потепления» социокультурной атмосферы России времен официально объявленной Перестройки стало появление частных галерей. Пресловутая приватизация включала в себя и разрешенную личную дистрибуцию произведений искусства, прежде принадлежащих лишь народу – в лице отчужденной от него власти. Теперь гарантом авторского высказывания (коим и является всякий достойный и самодостаточный артефакт) явилась персональная ответственность галериста вместо анонимного решения Худкома. Вот так, стихийно, по непредсказуемой воле сильных мира сего, подобной климатической катастрофе, произошел переход на личности. Политическая оттепель в случае художественного сообщества вылилась во второе рождение Автора – не художника, а галериста, добровольно принимающего на себя в системе публичности функции первого со всеми вытекающими последствиями. Он рисковал собой, пускаясь на творческий дебют в стране, не знавшей прежде цивилизованной институции под названием «галерея». Он решился заасфальтировать грязноватый проселок с потемневшим снегом. Ведь асфальт – синоним той крепкой твердости, которой является всякая воля Автора.

Он – в нашем случае Марат Гельман, 15 лет назад открывший свою галерею и не собирающийся бросать это рисковое предприятие. Каток дошел до середины пути. И на этой дороге в процессе «неизмеримой работы» (Н. Заболоцкий) по обочинам проросли лучшие художники разных поколений и географических принадлежностей – «новые американцы» Комар & Меламид, Гриша Брускин и Александр Косолапов, звезды украинской арт-сцены Арсен Савадов и Василий Цаголов, ленинградцы Ольга и Александр Флоренские и Олег Хвостов, казах Ербол Мельдибеков, а также наиболее заметные москвичи – Олег Кулик, группа «АЕС», тандем Александра Виноградова и Владимира Дубосарского etc.

Впрочем, давать топографические определения экспонентам «Галереи М. Гельмана» совершенно бессмысленно по причине их личной мобильности и заслуженного со временем интернационального статуса. Все они вольно кочуют по миру, участвуя в международных выставках, получая стипендии и гранты, да и Украина с Казахстаном благополучно стали заграницей. Неслучайно названием одного из самых успешных проектов галереи (кстати, показанным именно в стенах Русского музея) было «Искусство против географии». Но в этой «разношерстности» – не только связанной с неопределяемой пропиской, но и эстетической, ибо стиль галереи эклектичен в лучшем смысле слова (критерий тут – качество высказывания, а не цеховая идентификация типа «соц-арт», «концептуализм», «новый реализм») – есть все-таки единый стержень. Им является выбор галериста, верность которого и подтверждается официальным успехом художников, выставлявшихся в галерее в течение 15 лет ее существования.

Оттого зрителю выставки «Оттепель, или In the middle of the road» предстоит некоторое интеллектуальное приключение: понять вроде бы непредсказуемую логику отбора ее участников, продиктованную хронологией существования галереи и личным вкусом ее владельца. А лучшим вариантом приключения, как известно еще со времен Жюль Верна, является путешествие. По дороге, проложенной Маратом Гельманом среди сошедших снегов второй российской оттепели.

По качеству и значимости экспонатов можно обещать отменные (эстетические) впечатления. К тому же постоянные авторы галереи здесь почти всегда выступают в своих новейших амплуа (т. е. с новыми работами), потому этот тур не предназначен для любителей руин. Все-таки перед нами современные художники. Да и «битловское» название про «середину пути» – всего лишь кокетство. Хочется думать, что впереди маячит бесконечное будущее. Хоть и помнящее про прошлое – уникальный эксперимент 15-летней давности, вызванный неожиданными переменами в России. Надеемся, необратимыми. Ибо пурга все как-то не утихает и собирается снова.

Федор Ромер

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года