Персональная выставка Олега Николаенко «Под знаком СНЕГа»

Персональная выставка Олега Николаенко «Под знаком СНЕГа»

12 февраля — 12 марта
Культурно-социальный центр «Мастер-Класс»
Рылеева улица, дом 6
12.00 — 19.00
Контактный телефон (812) 943-1512, (812) 99 460 99

«Я ненавижу, когда меня будят. Для меня невыносимо просыпаться не по своей воле. Поэтому из трех мне приглянувшихся областей деятельности: науки, религии и искусства, — я выбрал искусство. Оно не требует таких жертв. И еще, если условиться, что «работа» — это расход энергии в единицу времени по желанию, а труд — это то же, но по необходимости, можно смело сказать, что трудиться я не желал с детства. Людей, делающих живопись, обычно называют художниками. Мне это слово совсем не нравится. Вместе с прочим набором стереотипов оно предполагает некое беззаветное служение гуманистическим идеалам. А по мне так более бессмысленное и неприличное занятие, чем создание духовных ценностей, сложно найти. Но как раз это обстоятельство превращает для меня живопись в увлекательное и азартное дело.» («От чего идет «СНЕГ». Олег Николаенко)

12 февраля в Культурно-социальном центре Международного фонда «Мастер-Класс» при поддержке творческого объединения «Мансарда художников» открывается персональная выставка Олега Николаенко «Под знаком СНЕГа». Теоретик и практик современного искусства, Олег Николаенко — один из создателей творческого объединения «Арт-группа «СНЕГ», лидирующим направлением которой является создание культурной транссибирской оси посредством консолидации художественных сил в искусстве.

«Оставаясь при своем праве любить и не любить слово «художник», я тем не менее по ряду признаков попадаю в эту социальную категорию.» («От чего идет «СНЕГ». Олег Николаенко)

Женщины. Цветы. Предметы. А еще Звери. Но не в этот раз.

«История творца изобилует неясностями, пробелами, искажениями и представляет непочатый край работы для вдумчивого исследователя, которому следует учесть и то, что ответы на некоторые вопросы могут иметь самое непредсказуемое практическое применение. Почему, например, отсутствует во всех версиях истории утверждение о том, что при неизменном процентном составе творцов от числа жителей земли их абсолютное количество постоянно растет?» («Куда идет «С Н Е Г». Олег Николаенко)

Олег Николаенко — незаурядная личность и творческий гений.
Жесткий и напористый сибиряк, воспринявший питерскую меланхоличность и рефлексию. Живопись художника отличает то же сочетание брутальности и чувственности, своеобразное взаимопроникновение крайностей. Сохраняя собственный характер и своеобразие, его картины рождают многочисленные культурные ассоциации — от так называемого традиционного искусства Африки и Океании, искусства древнейших цивилизаций Египта и Мексики до экспрессионистических опытов ХХ века. Задачи классического искусства в его работах переплетаются с искусством примитива и трансформируется в своеобразный сплав грубой силы и утонченности.

Сюжетный ряд, избранный художником, предельно ограничен — ЗВЕРЬ, ЖЕНЩИНА, ПРЕДМЕТЫ и некоторые вариации внутри этих тем. Однако, такое самоограничение способствует предельной энергетической концентрации и становится источником большой силы, конкретизируя творческую задачу. Исследование одной темы как идеи, может означать ее исследование как формы, и для талантливого художника становится как духовным, так и творческим экспериментом. Так как заявленная тема еще не есть конечный результат, она лишь очерчивает круг интересов художника, и в этих пределах множество сюжетов еще только ждут своего разрешения.

«Бессмысленно оценивать произведения искусства. Нет плохих произведений, есть проблема вкусов. Сам термин «произведение искусства» возник некогда при систематизации плодов человеческой деятельности. У него не было и нет ясной и окончательной формулировки, а, следовательно, и критериев. Завершающая экспертиза проводится по принципу: нравится — не нравится. И прибора для проверки ее истинности не существует. После рождения произведение становится неуязвимым для критики.» («Куда идет «С Н Е Г». Олег Николаенко)

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. «Ретроспектива»

1991- 2004. Живопись. Ранее неоднократно экспонировались.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. «Начатое»

Они будут закончены и опечатаны монограммой. И станут историей и частью ее. Без указания точных сроков и главное — никаких обещаний.

Остается гадать, в какую стадию развития вошли или еще только предстоит войти произведениям автора, оставив их наслаждаться полной свободой неполного бытия. И можно даже подумать, что судьба неоконченных картин в их собственных «руках».

Там серые стены, красивые, бетонные. Ненадолго. Ненадолго серые.

Неоконченные картины. Несознательно неоконченные сознательно представленные. И не в процессе, и не вне его.

«Из непринципиальных особенностей живописного ремесла можно выделить следующие. Как процесс изготовления произведений изобразительного искусства, так и процесс их восприятия позволяют исключить участие в них вторых и далее лиц. Это первое. И второе, живописец в числе немногих, кто имеет право на признание лишь последующими поколениями. Эти обстоятельства позволяют художнику иметь непомерные амбиции, которые могут давать иногда неожиданные всходы. Скорее всего именно живописец сегодня может подлить масла в огонь, тщательно маскируемого до сих пор обеими сторонами конфликта между творцом и церковью. Обострение разногласия и переход конфликта в новое качество может оказать заметное влияние на развитие современной культуры.» («Куда идет «С Н Е Г». Олег Николаенко)

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года