«Народное искусство Каргополья». Из собрания Государственного Русского музея

«Народное искусство Каргополья». Из собрания Государственного Русского музея

С 15 февраля
Корпус Бенуа Государственного Русского музея

15 февраля в Корпусе Бенуа Государственного Русского музея открывается выставка «Народное искусство Каргополья». Экспозиция включает около 300 произведений — от икон каргопольских живописцев XVI — XVIII веков до работ мастеров глиняной игрушки ХХ века. Многие из них — подлинные шедевры народного искусства. Все представленные произведения принадлежат собранию Государственного Русского музея.

Каргополье — понятие не только географическое, но и культурное, историческое. Старинный город Каргополь и бывший Каргопольский уезд Олонецкой губернии (сейчас — несколько районов Архангельской области) — своего рода заповедник народной культуры. Здесь на протяжении многих веков складывались самобытные художественные традиции в различных областях искусства. Каменное и деревянное зодчество, иконопись, резьба и роспись по дереву, гончарство, обработка металлов, узорное ткачество, набойка, вышивка — таков далеко не полный перечень видов творчества, которыми занимались жители Каргополья.

Основанный на левом берегу Онеги выходцами из новгородских земель Каргополь на протяжении многих столетий являлся сферой их экономических интересов, важным центром ремесел и торговли. С инициативой новгородцев было связано и строительство первых церквей в Каргополе и его окрестностях, украшение их иконами и богослужебной утварью.

В первые века существования Каргополя иконы привозили сюда из Новгорода. Стиль новгородского иконописания определял лицо отдельных памятников и целых иконных комплексов. Позднее в местной иконописи отмечалось влияние ростовской живописи, а также московские художественные веяния. «Новгородская решимость» и «особая среднерусская мягкость», — так определяют характер ранней каргопольской иконописи некоторые исследователи. В последние годы все чаще говорят о «каргопольских письмах», подразумевая под ними особое направление в древнерусской живописи, обладающее специфическим набором признаков и общих черт. Расцвет иконописания Каргополя связан с экономическим и культурным подъемом города в середине — второй половине XVI века. В собрании Русского музея хранится храмовая икона знаменитого Христорождественского собора — монументальное «Рождество Христово» (конец XVI — начало XVII века). Иные ориентиры в развитии иконописи каргопольских земель демонстрирует икона «Богоматерь Умиление с избранными святыми на полях» (первая половина XVI века). Большую художественную и историческую ценность представляют иконы «Спас на престоле» (первая половина XVI века), «Положение Ризы Господней» (конец XVII — начало XVIII века), «Патриарх Медост» (XVIII век) и многие другие.

Основу музейной коллекции деревянных изделий Каргопольского уезда составляют резные и расписные прялки второй половины XIX — начала XX века. Помимо них, в нее входят рубель, трепало, плетеные из лыка корзины и редко встречающийся в музейных собраниях предмет мебели — подстолье, найденное в одной из старообрядческих часовен на Кенозере. Подобные произведения столярного дела датируются исследователями XVII — XVIII веками. В представленных на выставке изделиях в полной мере проявилось мастерство каргопольских резчиков: богатство орнаментации, необычность узоров, тонкая игра светотени.

   Коллекция крестьянских тканей Каргополья — одна из крупнейших в собрании ткачества Отдела народного искусства Русского музея. Она включает более 300 полотенец, подолов рубах, юбок, подзоров, богато украшенных красно-белыми и цветными узорами. Коллекция достаточно полно показывает своеобразие искусства ручного ткачества Каргопольского региона, позволяющее считать местное крестьянское ткачество явлением, не имеющим аналогов на Русском Севере.

   Обширна, богата и разнообразна коллекция каргопольской вышивки, отличительной особенностью которой является ее орнаментальное богатство и сюжетное разнообразие. Крестьянская вышивка была одним из самых развитых видов народного искусства этого региона. Русский музей обладает прекрасным собранием местного шитья, содержащим все его разновидности.

   Красильно-набивной промысел существовал в Каргополье сравнительно недолго: в течение XIX века и до 1930-х годов. Крестьянская кубовая набойка Каргополья представлена на выставке скатертями и сарафанами.

   Русский музей обладает уникальным собранием каргопольской глиняной игрушки. Особую ценность представляют более полутора сотен произведений, созданных выдающимся мастером И.В. Дружининым. Именно его игрушки сформировали представление о каргопольской традиции, которой талантливый мастер сумел дать новое направление. Не менее интересны и работы У.И. Бабкиной и представителей династии Шевелевых. Их изделия созвучны деревенскому фольклору.

Значительная часть представленных на выставке «Народное искусство Каргополья» произведений поступила из научных экспедиций Государственного Русского музея.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года