Эммануил Евзерихин (1911 – 1984)

Эммануил  Евзерихин  (1911 – 1984)

С 1 марта
Мраморный дворец Государственного Русского музея

1 марта в Мраморном дворце Государственного Русского музея открывается монографическая выставка известного советского фотографа Эммануила Евзерихина, организованная при содействии галереи «Триумф».

Эммануил Ноевич Евзерихин родился в Ростове. Еще в школе он начал посылать свои негативы в «Прессклише ТАСС» и стал его внештатным корреспондентом, а позже начал работать фотографом в ТРАМе (Театре рабочей молодежи). На одной из конференций Евзерихин познакомился с главным редактором журнала «Советское фото» С. В. Евгеновым, который, став главой образованной в 1931 году организации «Союзфото», пригласил Евзерихина в штат московского «Союзфото» в качестве фотокорреспондента. На новом месте молодой фотограф проработал семь лет, закончив за это время заочные полугодовые фотографические курсы.

Работая в московском агентстве, Евзерихин получил возможность запечатлевать главные события эпохи: седьмой Конгресс Коминтерна и Восьмой Всесоюзный Чрезвычайный съезд Советов, на котором была принята Конституция; строительство Москвы 30-х годов, арктические экспедиции и спортивные парады. Он фотографировал Максима Горького, Михаила Ивановича Калинина; знаменитых летчиков — Валерия Чкалова, Михаила Громова и Сигизмунда Леваневского; выдающихся деятелей культуры и искусства, прославленных героев труда. Снимки Эммануила Евзерихина украшали передовицы ведущих советских газет и журналов 30-х годов.

Вскоре после начала войны Евзерихина пригласили корреспондентом в «Фотохронику ТАСС», в это время существовала острая необходимость в военных фотокорреспондентах. Он прошел всю войну, снимал на многих фронтах, прославился как главный фотограф Сталинградской битвы, участвовал в освобождении Минска, Варшавы, Кенигсберга, закончил войну в Праге, был награжден орденами и медалями. Сталинградские фотографии Евзерихина очень широко разошлись в печати и стали впоследствии визитной карточкой мастера. Самые известные из них «23 августа 1942 года. После массированного налета гитлеровской авиации» (Фонтан «Дети» в Сталинграде), «Музыкант симфонического оркестра. Сталинград. Август 1942» и «На артиллерийской позиции — «Будем стоять насмерть. Второй Белорусский фронт, 1944 год». На протяжении многих месяцев Евзерихин снимал Сталинград. Панорамы горящего города с «ослепшими» окнами домов; пугающая пустота вымерших улиц; постройки, от которых остались одни каркасы напоминают плоские театральные декорации или разбросанные детали конструктора. Снимки пленных немцев пронзают своей отчаянной горечью и безысходностью. Эти замерзшие, жалкие, закутанные в лохмотья и построенные в неровные шеренги солдаты бредут по белому снегу в никуда, их лица и фигуры оставляют лишь острое ощущение чудовищной бессмысленности всякой войны.

Эммануил Евзерихин участвовал в операции по взятию Кенигсберга, затем была Польша, Чехословакия, он снимал бои за освобождение Праги.

После окончания войны Эммануил Евзерихин продолжал работать. Он снимал заводы, стройки, выставки, сделал целую серию, посвященную известным советским художникам и скульпторам, совершил творческую командировку на Алтай.

Эммануила Ноевича Евзерихина не стало в 1984 году. Ему было 73 года. Фотограф оставил архив, который насчитывает несколько тысяч негативов. Это снимки Москвы, военные фотографии, индустриальная съемка, портреты художников, скульпторов, поэтов и писателей.

Евзерихин принадлежал к поколению профессиональных фотографов, которое сформировалось в 1930-е и военные годы – сложнейший для этого вида искусства период.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года