«Петербургское искусство ХХ века. Из коллекции ЦВЗ «Манеж»

?Петербургское искусство ХХ века. Из коллекции ЦВЗ ?Манеж?

17 апреля — 9 мая
ЦВЗ «Манеж»
Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., 1
Ежедневно с 11.00 до 19.00, выходной день – четверг

Стратегическая цель выставки – привлечь внимание широкой зрительской аудитории к острой проблеме петербургской культуры – НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ В ПЕТЕРБУРГЕ МУЗЕЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА.

Фактически такой музей уже существует. Это хорошо структурированная, научно систематизированная Коллекция современного искусства, которую более пятнадцати лет собирает ЦВЗ «Манеж» при поддержке Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга и с помощью дарителей – художников и их наследников.

Манежное собрание уникально. Музейные специалисты полагают, что в настоящее время оно является наиболее значительным собранием в городе, разносторонне отражающим историю развития изобразительного искусства Санкт-Петербурга. В нем представлен самый широкий спектр направлений и стилей – от авангарда 1920-х гг., соцреализма, поисков «левого» крыла Союза художников и андеграунда до художественных явлений перестройки и постперестроечного периода, включая актуальные тенденции сегодняшнего дня.

Гордость коллекции – произведения 1920-х – 30-х гг., периода великих перемен. В первую очередь, это работы таких замечательных мастеров, как В.В. Пакулин, А.И. Русаков, А.П. Почтенный, Л.Я. Тимошенко, А.Ф. Пахомов, Д.Е. Загоскин, Л.И. Вольштейн. Все они входили в знаменитое общество «Круг художников», объединявшее самую талантливую молодежь Ленинграда своего времени. Стилистически близки «круговцам» непревзойденные пейзажисты Н.Ф. Лапшин, В.А. Гринберг и А.С. Ведерников. Интереснейшие пласты живописной культуры представляют полотна учеников К.С. Петрова-Водкина Виктории Белаковской и Виктора Прошкина, работы мастеров, входивших в группу «Мастера аналитического искусства» П.Н. Филонова.

Кроме того, зритель увидит произведения классиков ленинградского искусства 1940–50-х гг. – К.И. Рудакова, Ю.А. Васнецова, Р.З. Фрумака; периода «хрущевской оттепели» – З.А. Аршакуни, Г.П. Егошина, В.В. Ватенина, В.К. Тетерина, объединившихся в группу «Одиннадцать»; художников круга П.М. Кондратьева, школы В.В. Стерлигова и О.А. Сидлина, а также произведения мастеров «Ленинградского андеграунда». Нашумевшие на рубеже 80-90-х гг. творческие объединения «Пушкинская, 10», Товарищество экспериментального изобразительного искусства – все эти явления современного искусства найдут отражение в экспозиции выставки, равно как и творчество художников, которые не входили ни в какие группы. Постоянно пополняющаяся Коллекция «Манежа» отражает и самые разнообразные стилистические направления петербургского искусства сегодняшнего дня.

Новыми дизайнерскими приемами и экспозиционно-пространственным решением выставки публике фактически будет предъявлен прообраз будущего Музея современного искусства Санкт-Петербурга. Он станет своеобразной художественной призмой времени – тех мыслей, идей, настроений, которые питают современные творческие процессы. С появлением такого музея у зрителя появится редкостная возможность панорамно охватить художественный материал целого столетия, а значит – понять особенности творческого движения и состояния современной, динамически меняющейся культуры Петербурга.

 
?Петербургское искусство ХХ века. Из коллекции ЦВЗ ?Манеж?
«Петербургское искусство ХХ века. Из коллекции ЦВЗ «Манеж»
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года