Выставка «ХХ век в образах женщин»
1 июня — 1 августа
Галерея искусств KGallery
наб. р. Фонтанки, д. 24
На выставке «ХХ век в образах женщин» Галерея искусств KGallery представляет произведения русских современных художников и живописцев прошлого столетия, попытавшихся расшифровать мировую загадку под названием Женщина.
ХХ век был выбран организаторами выставки не случайно. Три эпохи, сменившие одна другую всего за столетие, нашли своё отражение в женских образах, созданных художниками. Впервые объединить под таким названием известных мастеров прошлого и признанных творцов современности достаточно сложный шаг. Потому что на протяжении столетий восприятие обществом тайн, скрытых в женском существе, было удивительно различно и, наверняка, любая попытка трактовать историю женского образа в ХХ столетии вызовет многочисленные дискуссии. Тем не менее, обращение именно к этой трагическая странице в русской истории, в которую вписана не одна женская судьба, позволяет вновь показать актуальность попыток осмысления женской сущности и её тайн.
Искусство как одна из форм непосредственного выражения мысли, с самого своего рождения обращалось к образу женщины, превращая его в символ перемен, происходящих в обществе.
Среди экспонатов выставки – женские портреты В. И. Сурикова и А. А. Харламова – двух представителей реализма, доживавшего свой век в начале ХХ столетия.
Притягивают внимание и завораживают полотна мирискуссников К. А. Сомова, Б. И. Анисфельда, С. Ю. Судейкина и др., героиней которых стала Женщина, символизирующая красоту, страсть, порок, нежность, доброту, изящество – одним словом, жизнь во многих её проявлениях, кроме скучного.
Разительный контраст с мистическими, символическими, театральными работами мирискуссников представляют художественные эксперименты авангардистов, среди которых редкая картина Н. И. Кульбина «Похищение Европы».
Отдельный период на выставке образуют работы советских художников второй четверти ХХ века – среди которых не только живописцы, придерживающиеся официального направления соцреализма (Эберлинг А. Р., Самохвалов А. Н.), но и представители «тихого искусства» (А. С. Ведерников, В. В. Лебедев и др). В соцреализме образ женщины претерпел координальную ломку – символом женственности стала не чувственная Царица восточной сказки, а Работница.
Женщина в живописи стала рабыней идеологии тоталитарного государства. Однако в существовании «тихого искусства» 1930-50- гг., основывающегося не на официальном заказе, а на замысле и чувствах художника, кроются причины обращения советских художников 1960-80 гг. к собственным ощущениям и опыту предшествующих поколений русских живописцев, в частности в интерпретации женского образа.
Вновь мысли живописцев устремляются к экзотическим странам, которые всегда были источником вдохновения для творческих личностей. Наряду с интересом к экзотическим женским образам, усиливается и тенденция их идеализации и театрализации. Эти тенденции отечественной живописи представляют работы известных ленинградских художников В. В. Ватенина, Н. Н. Шувалова, работы которых можно будет увидеть на выставке. В творчестве современных художников, ощущается эмоциональная перекличка с эпохой Серебряного века. Используя декоративные приёмы в создании серий, посвящённых разработке женского образа, В. И. Куров и Н. М. Цветков дали новое толкование мирискуснической тематике. Живописное наследие начала века спустя десятилетия забвения нашло своё продолжение в живописи современных художников, представленных в KGallery.
Выставка даст возможность зрителям оценить вклад отечественных живописцев в интерпретацию женского образа.