Выставка из частных собраний «Портреты и время»

Портрет знаменитого коллекционера – С. Щукина кисти Мартироса Сарьяна.

15 марта — 5 апреля
Галерея искусств KGallery
Фонтанка, 24

15 марта 2008 года Галерея искусств KGallery на три недели (до 5 апреля) открывает в своих залах новую выставку из частных собраний «Портреты и время» (Москвы, Петербурга, Великобритании, Франции), посвящённую русскому портрету XIX-XX вв. Экспонаты, по оценке экспертов, способны украсить коллекции крупнейших мировых музеев.

Больше 80-ти работ не выставлялась десятилетиями, некоторые работы вообще никогда «не видели широкой публики». На полотнах — герои эпох, «мода» на искусство в разное время, эпатажные и порою хулиганские «выходки» прославленных мастеров. В специальном докладе исследователей – загадки возникновения портретов, тонкости взаимоотношений «заказчик-портретист». А также – центральная тема выставки и сопутствующих исследований – на злобу дня – «Who is mister Щукин?», знаменитый российский коллекционер, который спустя век оказывает влияние на мировую историю искусства.

Интересна не только концепция выставки, сформированная, как сравнение и своеобразное противопоставление взглядов художников разных эпох на человека-личность и объединившая в одном пространстве портреты кисти В. Боровиковского, Н. Крамского, художников из семьи Маковских, В.Серова, К.Коровина, З.Серебряковой, Б.Григорьева, Н.Альтмана, Ю.Анненкова и др. Среди имён, привлекательных для коллекционеров, историков искусства и знатоков живописи, В. Серов, Р. Фальк, Н. Пиросмани, Д. Бурлюк и многие другие, чьи произведения регулярно появляются на мировых аукционах и ставят ценовые рекорды.

Посетители выставки найдут для себя в экспозиции много нового, так как некоторые экспонаты являются настоящими редкостями и практически не выставлялись на публике. К ним, бесспорно, относятся одномоментный «Автопортрет» И. Е. Репина, выполненный художником чернилами на том же листе, на котором он писал письмо одному из своих адресатов (эпатажный ответ Репина на просьбу заказчика – написать портрет). Литография Н.С. Войтинской-Левидовой, изображающая обнажённую Анну Ахматову, не только является одним из самых оригинальных изображений поэтессы, ставшей одним из символов Серебряного века, но и демонстрирует эстетику восприятия обнажённого тела в эпоху символизма. Две работы Н. Альтмана «Портрет Сильвии Гринберг» и «Автопортрет» принадлежащие к одним из лучших творений художника, опубликованы во многих монографиях и их появление на выставке – редкая возможность познакомиться с этими произведениями автора.

Н.С. Войтинская-Левидова. Анна Ахматова. Литография.

Рудаков К. И. Молодой Сталин.

И.Е. Репин Автопортрет

Одной из центральных работ в экспозиции является «Портрет Сергея Щукина» кисти М. Сарьяна. Имя известного русского мецената Сергея Ивановича Щукина, чья коллекция стала основой экспозиции западноевропейского искусства конца XIX-начала XX веков в Эрмитаже и Пушкинском музее, в последнее время оказалось в центре внимания. Спустя век он изменил ход истории мирового искусства. Несколько лет назад разгорелся скандал, связанный с возможными притязаниями наследников на собственность своего предка. Наследники Сергея Щукина неоднократно поднимали вопрос о легитимности национализации в первые годы советской власти щукинского собрания. Вновь к этой теме вернулись в преддверии выставки русского искусства в Лондоне – в феврале этого года, которая открылась только благодаря специальному постановлению британского парламента, гарантирующему невозможность конфискации привезённых из России музейных ценностей. Опосредовано, благодаря Щукину был создан прецедент в мировой музейной практике. Однако подобная гарантия требуется не только музейным собраниям, находящимся в государственной собственности и имеющим, соответственно, совсем иной уровень защиты. Нуждаются в ней и частные коллекции, нередко располагающие наряду с настоящими шедеврами и картинами, имеющими несомненное историческое значение. К таковым можно отнести уже упомянутый портрет С. Щукина, который уникален уже тем, что является одним из немногих изображений собирателя. Единственный раз он выставлялся на публике на выставке «Мир искусства» — в еще дореволюционной России – в 1911 году.

Портрет принадлежит кисти Мартироса Сарьяна — одного из крупнейших художников символизма. Художник не случайно обратился к образу Сергея Щукина. Ведь именно в его собрании он впервые увидел картины французских мастеров, оказавших большое влияние на творчество начинающего мастера. Портрет собирателя построен на характерном для художника контрасте цветов – синего, жёлтого, белого, красного, чёрного, и демонстрирует философию живописи художника, утверждающую главенство света. Андре-Марк Щукина, один из наследников коллекционера отметил, что «кроме портрета кисти М.Сарьяна мне известно о существовании лишь одного портрета С.И.Щукина».

Андре-Марк сожалеет,что поводом всплеска интереса к его семье оказался столь неприятный инцидент, однако он заметил: «выставки такого уровня проводятся частной галереей».

Безусловно, среди работ, соседствующих с портретом С. Щукина на выставке, есть и другие прекрасные образцы, передающие все оттенки творчества мастеров, их создавших. Помимо живописных и графических произведений экспозиции представлены редкие образцы особенно популярного среди собирателей агитационного фарфора 1920-30-х гг., запечатлевшего образы советской эпохи, а также бронзовая и деревянная портретная скульптура.

Центральный экспонат – впервые с царских времен на публике
Портрет знаменитого коллекционера – С. Щукина
кисти Мартироса Сарьяна.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года