Собрание княгини М.К. Тенишевой. К 110-летию Русского музея

Собрание княгини М.К. Тенишевой.  К 110-летию Русского музея

С 23 апреля
Корпус Бенуа Русского музея

23 апреля в корпусе Бенуа Русского музея открывается выставка «Собрание княгини М.К.Тенишевой», организованная к 110-летию Русского музея. Экспозиция включает 100 экспонатов из коллекции известной меценатки Марии Клавдиевны Тенишевой, принадлежащей Русскому музею.

Основание первого в истории отечественной культуры государственного национального музея связано с именем княгини Марии Клавдиевны Тенишевой. В 1898 году, при открытии Русского музея императора Александра Ш, она принесла в дар собранную ею коллекцию акварелей и рисунков русских художников. Это собрание насчитывало 470 экспонатов и включало произведения крупнейших мастеров XIX века – К.Брюллова, А.Венецианова, П.Федотова, И.Айвазовского, И.Репина, И.Шишкина, И.Крамского, И.Левитана, В.Васнецова, М.Нестерова, и др. Многочисленными образцами было представлено творчество замечательных русских рисовальщиков — А.Орловского и А.Егорова, а также серия «Петербургских типов» И.Щедровского, перешедших к Тенишевой от ее ближайшего друга и соратницы княгини Екатерины Святополк-Четвертинской. Большое место в коллекции занимают работы, созданные участниками «Общества русских акварелистов». Ежегодно Мария Клавдиевна приобретала на выставках этого общества лучшие экспонаты, среди которых пейзажи Альберта Бенуа, Р.Берггольца, В.Боброва и других.

Позже Тенишева еще трижды (1902,1903,1910) приносила в дар Русскому музею императора Александра III группы экспонатов общим числом 110. Среди них — пастели И.Левитана и В.Серова, гуаши и темперы Н.Рериха, акварели М.Врубеля, А.Бенуа, Л.Бакста, С.Малютина, Е.Поленовой, И.Билибина. Со дня основания музея и вплоть до революции 1917 года ее собрание было выставлено в двух залах первого этажа Михайловского дворца.

Мария Клавдиевна Тенишева (20 мая 1858 года), происходила из столичных дворян. Своим отцом она считала Морица Петровича фон Дезена, в доме которого прошло её детство. Только в 16-летнем возрасте, при вступлении в брак, она узнала, что на самом деле она — Мария Клавдиевна Пятковская. После окончания частной гимназии М.Спешневой она была выдана замуж за правоведа Рафаила Николаевича Николаева, но брак оказался неудачным.

В 1881 году, забрав дочь, она уехала в Париж учиться пению, так как обладала незаурядными вокальными способностями и могла бы сделать прекрасную артистическую карьеру. Занимаясь в студии известного педагога Матильды Маркези, она в то же время брала уроки рисования и живописи, знакомилась с музеями, посещала антикварные салоны. На лето Мария Клавдиевна возвращалась в Россию и гостила в имении Талашкино, принадлежавшем ее подруге детства княгине Екатерине Святополк-Четвертинской («Киту»). Их очень разные натуры имели сходство в том, что обе стремились к созиданию, исполнению нравственного долга богатого человека перед бедными, обе хотели быть полезными людям. В Талашкино они организовали «школу грамоты» для местных крестьян.

Особенный размах их деятельность приобрела после того, как в 1892 году Мария Клавдиевна стала женой крупнейшего промышленника, ученого-этнографа и музыкально образованного человека — князя Вячеслава Николаевича Тенишева. Это позволило княгине реализовать себя в качестве просветительницы и меценатки. Она открыла училище ремесленных учеников и несколько школ под Брянском, где находился рельсопрокатный завод, одним из директоров которого был Тенишев. Познакомившись с И.Е.Репиным, она по его совету учредила в Петербурге и Смоленске художественные студии для подготовки в Академию художеств, где занятия вели Репин и его ученики.

Участие в художественной жизни Петербурга, интерес к деятельности «Общества русских акварелистов», знакомство с Александром Бенуа способствовали тому, что Тенишева оказалась у истоков создания общества «Мир искусства». Благодаря её финансовой поддержке, начал издаваться знаменитый журнал «Мир искусств». Делом всей жизни княгини Тенишевой стало Талашкино, которое супруги приобрели у Е.Святополк-Четвертинской. В Талашкино Тенишева с Киту реализовали общую мечту об «идейном имении», основами которого должны были стать просветительство, развитие сельского хозяйства и возрождение традиционной народной художественной культуры. На рубеже веков Талашкино превратилось в духовный и культурный центр России. Просветительская идея привлекла в Талашкино множество выдающихся русских художников. И.Репин, П.Трубецкой, С.Малютин, М.Врубель, Н.Гоголинский, К.Коровин, Н.Рерих, Я.Ционглинский, А.Бенуа гостили и работали в имении княгини.

Из произведений народных мастеров, собиравшихся у Тенишевой в экспедициях, здесь постепенно складывалось собрание «Русская старина», образовавшее первый в стране Музей русского декоративно-прикладного искусства, для которого затем пришлось специально выстроить здание в Смоленске. Одной из важных областей деятельности Тенишевой было создание коллекции акварели и рисунка русских и европейских художников. Свою задачу она видела в том, чтобы представить историю развития этого вида искусства как можно полнее и затем передать свои сокровища в государственное хранилище. В качестве помощника и консультанта она пригласила Александра Бенуа. Когда стало известно об основании Русского музея, она принесла ему в дар свою коллекцию, из которой в силу своей специфики, музей принял только русскую часть.

Революция 1917 заставила М.Тенишеву эмигрировать во Францию. Здесь, в небольшом имении городка Вокрессон под Парижем, возникло «Малое Талашкино», где так же кипела работа. Тенишева увлеченно продолжала заниматься любимым творчеством — перегородчатой эмалью, показывала свои произведения на выставках в Париже, Риме, Праге. Как художник, собиратель и исследователь искусства Тенишева была избрана членом нескольких европейских академий. Умерла 14 апреля 1928 года. Ее похоронили в Сен-Клу, близ Парижа. Её мемуары изданы в 1933 г. в Париже, переизданы в России в 1991 г.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года