Виктор Тихомиров. «Энергичная лирика»

Виктор Тихомиров.  «Энергичная лирика»

26 июня
Мраморный дворец Русского музея

26 июня в Мраморном дворце Русского музея открывается выставка известного петербургского художника Виктора Тихомирова. Экспозиция включает 80 произведений.

Виктор Иванович Тихомиров – легендарный художник, один из основателей группы «Митьки», писатель, публицист и кинорежиссер. С будущими «Митьками» Виктор Тихомиров познакомился в Мухинском училище, где в конце 1970-х — начале 1980-х учились многие из тех, кто составил группу. В 1984 году, по названию книги Владимира Шинкарева появилось название группы художников «Митьки». Книга описывала Дмитрия Шагина как образец для подражания моледежи и вскоре сделалась манифестом движения. Было положено начало «митьковской» мифологии, написана «митьковская» литература. Виктор Тихомиров принял в этом активнейшее участие. К десятилетию своего существования, группа «Митьки» была представлена в Русском музее крупномасштабной ретроспективой коллективного творчества, где картины Виктора Тихомирова заняли достойное место. Живопись Тихомирова — повествовательная, обращенная к традициям наивного искусства, во многом определила характер «митьковского» творчества.

Тихомиров — замечательный рассказчик. Он повествует истории, будь то в живописи, эссе или сценариях. Герои его историй, обаятельные литературные персонажи, такие, как Буратино, Чапаев-Махно, д’Артаньян или друзья художники, музыканты и кинорежиссеры, кочующие из литературы в живопись и кино. Тихомиров пишет их портреты и вводит в сценарии. Каждый портрет, созданный Тихомировым, становится автопортретом автора, серьезным и одновременно ироническим, герои мифов оживают на портретах, реальные персонажи обретают мифологические черты. Тихомиров создает свою мифологию, как, например, в написанном для выставки в Русском музее диптихе «Сон Татьяны» и «Сон Евгения». Согласно этому новому художественному мифу, пушкинский Евгений Онегин, получив отказ Татьяны и мучимый раскаянием, оживляет убитого им на дуэли поэта Владимира Ленского.

Живопись Тихомирова расцвечивает историю, будь то о «Победе русских моряков в Индийском океане», спасаемых слонами, сошедшими с пачки индийского чая; о влюбленной паре, застигнутой в пути метелью; или о русском лесе, густо заселенном сказочными героями. Сюжеты его картин сродни народным лубкам, представляющим самые патетические и даже трагические истории ярко раскрашенными и непременно с чувством юмора, что не исключает и глубокомыслия, а подчас и философичности. Виктор Тихомиров, как в свое время художники русского авангарда Михаил Ларионов и Наталия Гончарова, обращается к лубку, вывеске, иконе, «коврикам», к народной традиции. Живопись Тихомирова – это магическое действие, которое помогает опоэтизировать реальность. Мир сказки, мистики, народного предания, притчи, добродушного анекдота обретает новую живописную форму, в которой лубок, русская живопись девятнадцатого века, искусство «Наби» соединяются для того, чтобы возникла энергичная лирика Виктора Тихомирова, поющая любовь к жизни.

На выставке будут также представлены кинофильмы, снятые Виктором Тихомировым. Игровой дебют художника «Трава и вода» по определению журнала «Сеанс» вошел в сто лучших картин киностудии «Ленфильм» с 1918 по 1998 год. Помимо двух игровых, Тихомиров, по заказу СПБ Студии Документальных фильмов создал серию картин о знаменитых людях, которая началась с фильма о друзьях-митьках, потом об Андрее Битове; затем о Полине Осетинской, Александре Сокурове, Алексее Германе и Борисе Гребенщикове.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года