«Две балетные сцены России»

?Две балетные сцены России?

1 августа – 30 октября 2008
Шереметевский дворец (филиал Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства)
набережная р. Фонтанки, д. 34

Выставка «Две балетные сцены России» — совместный проект Музея Московского Большого театра и Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства. Впервые объединяя обе коллекции, организаторы выставки задались целью наглядно показать своеобразие двух ведущих балетных трупп.

Связующей нитью экспозиции является единый музыкальный материал, ставший основой классического и современного репертуара, а внутренним сюжетом — его художественная трактовка в разные времена. Объединяя вещественные свидетельства исчезнувшего зрелища, можно составить некий портрет спектакля и угадать особенности его хореографии. Фактически, организаторы выставки старались рассказать о ведущих мастерах балета двух столиц.

Герои этой уникальной экспозиции – одноименные балетные спектакли, осуществленные в разное время на сценах петербургского Мариинского и московского Большого театров. Организаторы выставки отобрали четырнадцать знаменитых балетов, сыгравших особо важную роль в истории двух главных музыкальных театров России, а, значит, и в истории балетного искусства в целом. «Жизнеописания» этих постановок могли бы стать сюжетом увлекательной новеллы, но наблюдательному зрителю многое скажут сами материалы выставки — эскизы декораций и костюмов, сценические макеты, фотографии и скульптурные изображения артистов, подлинные театральные костюмы, бутафория. В совокупности эти свидетельства далекого прошлого и относительно недавних событий дают объемную картину балетной сцены России разных эпох, наглядно демонстрируют смену художественных направлений и стилей.

Посетителям выставки дана редкая возможность увидеть через визуальный образ балета, как в сотворчестве композиторов, балетмейстеров и художников на единой музыкальной основе рождаются разнообразные театральные миры. Красноречивый пример тому — «Щелкунчик» в постановке Льва Иванова (1892), Александра Горского (1919), Федора Лопухова (1929), Василия Вайнонена (1934), Юрия Григоровича (1966), Кирилла Симонова-Михаила Шемякина (2002).

Два замечательных российских музея дарят современникам возможность познакомиться с памятниками национальной театральной культуры. Выставка «Две балетные сцены России» — материальное свидетельство того, как в содружестве композиторов, хореографов, художников и артистов рождается волшебство балетного зрелища.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года