«Две балетные сцены России»
1 августа – 30 октября 2008
Шереметевский дворец (филиал Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства)
набережная р. Фонтанки, д. 34
Выставка «Две балетные сцены России» — совместный проект Музея Московского Большого театра и Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства. Впервые объединяя обе коллекции, организаторы выставки задались целью наглядно показать своеобразие двух ведущих балетных трупп.
Связующей нитью экспозиции является единый музыкальный материал, ставший основой классического и современного репертуара, а внутренним сюжетом — его художественная трактовка в разные времена. Объединяя вещественные свидетельства исчезнувшего зрелища, можно составить некий портрет спектакля и угадать особенности его хореографии. Фактически, организаторы выставки старались рассказать о ведущих мастерах балета двух столиц.
Герои этой уникальной экспозиции – одноименные балетные спектакли, осуществленные в разное время на сценах петербургского Мариинского и московского Большого театров. Организаторы выставки отобрали четырнадцать знаменитых балетов, сыгравших особо важную роль в истории двух главных музыкальных театров России, а, значит, и в истории балетного искусства в целом. «Жизнеописания» этих постановок могли бы стать сюжетом увлекательной новеллы, но наблюдательному зрителю многое скажут сами материалы выставки — эскизы декораций и костюмов, сценические макеты, фотографии и скульптурные изображения артистов, подлинные театральные костюмы, бутафория. В совокупности эти свидетельства далекого прошлого и относительно недавних событий дают объемную картину балетной сцены России разных эпох, наглядно демонстрируют смену художественных направлений и стилей.
Посетителям выставки дана редкая возможность увидеть через визуальный образ балета, как в сотворчестве композиторов, балетмейстеров и художников на единой музыкальной основе рождаются разнообразные театральные миры. Красноречивый пример тому — «Щелкунчик» в постановке Льва Иванова (1892), Александра Горского (1919), Федора Лопухова (1929), Василия Вайнонена (1934), Юрия Григоровича (1966), Кирилла Симонова-Михаила Шемякина (2002).
Два замечательных российских музея дарят современникам возможность познакомиться с памятниками национальной театральной культуры. Выставка «Две балетные сцены России» — материальное свидетельство того, как в содружестве композиторов, хореографов, художников и артистов рождается волшебство балетного зрелища.