Анатолий Заславский, «Увидел то, что увидел»

Анатолий Заславский, «Увидел то, что увидел»

21 – 30 сентября 2008
галерея Люда

«Увидел то, что увидел» — многим ли из современных художников не зазорно произнести такую фразу? Не кривя душой, признаться в том, что искренне получаешь удовольствие от работы на пленере, колористических мучений и возни с холстами. И тем самым поставить в игнор галерейного зрителя, привыкшего, что рассуждения авторов начинаются с «я так думаю», «я так считаю», «я имею ввиду». Но ни в коем случае – о, ужас — «я так вижу». Это какой-то модернистский анахронизм.

«Не могу сегодня представить себе художника, который, сидя перед мольбертом, пишет цветы или бутылки», — изрёк Клэс Ольденбург в 1958-м. Чуть ли не каждый двадцатипятилетний молодой человек, подвизавшийся на ниве актуального искусства, повторит эти слова, не моргнув глазом, в 2008-м. Всяческих же гуру ленинградской школы запросто сочтёт пережитками тех времён, когда основным источником вдохновения были эрмитажные залы импрессионистов. С другой стороны, художники уровня Заславского, энное количество лет назад став авторитетами и оказав влияние не на одно поколение, без галерейной тусовки прекрасно обходятся, предпочитая свой давно сложившийся круг почитателей и последователей. Тут возникает вопрос, кто кому больше нужен. Активисты контемпорари арт в погоне за смыслами неизбежно профанируют понятие формы, теряя связь с действительностью. Как следствие, вожделенный смысл смысла, в свою очередь, рискует стать анахронизмом.

Поэтому галерея «Люда» считает стратегически важным выставлять наряду с актуальными художниками также и аксакалов петербургской арт-сцены. Не ради их реактуализации (они уже заняли своё место в летописях), а дабы напомнить о том, что искусство едино и что оно должно быть, прежде всего, областью коммуникации.

Анатолий Заславский, хоть и гуру, но по-прежнему сомневается в целесообразности живописи. Вообще-то, в буддизме гуру – тот, кто способен направить на путь освобождения от круговорота рождений и смертей, подать пример преодоления противоречий. С точки зрения контемпорари творчество Заславского никакой не пример.

Десятилетия разработки приёмов Пьера Боннара – почти наивное ретроградство, сам же процесс письма стал для художника физиологической потребностью. То есть вместо преодоления противоречий, игнорирование оных. Однако почему бы не рассматривать такой подход как одну из возможных стратегий. Ведь результат очевиден: с точки зрения искусства в целом Заславский достиг просветления.

Илья Архипенко

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года