Выставка копий древних мозаик из города Равенна

Выставка копий древних мозаик из города Равенна

C 24 сентября
Мраморный дворец Государственного Русского музея

На экспозиции представлено около 60 уникальных произведений, созданных ведущими мозаичистами Италии с целью распространения знаний о Равенне и ее бесценных собраниях по всему миру.

   Небольшой древний итальянский город Равенна, место упокоения великого Данте Алигьери, обязан своей всемирной славой великолепному комплексу раннехристианских и византийских построек, прежде всего храмов, украшенных мозаичными панно со сценами христианской иконографии. По своей художественной ценности эти мозаики превосходят образцы из других городов древнего мира, таких как Константинополь, Антиохия, Иерусалим и Александрия на Востоке и Рим, Милан, Аквилея, Трир и Кельн на Западе. Поэтому в 1997 году ЮНЕСКО включила в список объектов мирового культурного наследия семь зданий из Равенны, украшенных прославленными мозаиками. Среди них Мавзолей Галлы Плацидии, Базилика Сан-Витале, Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово, Арианский баптистерий, Баптистерий православных, Мавзолей Теодориха Великого и Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе. Копии мозаик из этих зданий можно увидеть на выставке в Мраморном дворце.

   Основными заказчиками мозаичных циклов в Равенне были церковные иерархи, обладавшие глубокими теологическими знаниями. Ориентиром для них служило величайшее классическое наследие, оставшееся от Римской империи последнего периода ее существования. Создатели мозаик сумели добиться высокого стилевого совершенства и богатого содержания, основу которого составляли христианские сюжеты и символы. Наиболее точное разъяснение аллегорического смысла образов, встречающихся в мозаиках из Равенны (голубя и других птиц, цветов, ключа, победы и т.п.), нужно искать в текстах Старого и Нового Заветов и в последующих комментариях к ним.

   Мозаичные циклы Равенны являются величайшими памятниками древнехристианского символизма. Их основными теологическим вдохновителями были раннехристианские святители и отцы церкви. В целом, равеннские мозаики впервые наиболее полно и конкретно обогатили христианство (первоначально не имевшее икон) развернутой иконографией и универсальным аллегорическим языком для передачи христианских символов и догматики. Поэтому Равенна с огромной ответственностью относится к сохранению своего уникального наследия как одного из важнейших источников развития и становления христианского искусства во всем мире от древности до наших дней.

   Коллекция копий древних мозаик Равенны была создана в начале 1950-х годов по инициативе профессора Джузеппе Бовини. Чтобы гарантировать точное соответствие оригиналам, все мозаики выполнялись по сложной и весьма скрупулезной технологии. Прежде всего, каждый образец, представлявший точный и законченный эскиз всей мозаичной плитки, снимался на кальку, накладываемую на поверхность оригинальной мозаики. Затем определялись цветовые оттенки смальты, которая заказывалась стекольным заводам Мурано в Венеции. Слепки по форме мозаичных пластинок вырезались вручную. Мозаика набиралась на временной основе (известковом растворе с оттиснутой прорисью). Затем мозаику снимали, очищали и помещали на предназначенный ей фон.

   Целостность и сохранность мозаичных циклов Равенны уникальна и способна поразить воображение выразительностью образов, насыщенностью колорита, многообразием декоративных мотивов. Итальянские энтузиасты с помощью точных копий предоставили возможность знакомства с шедеврами древнего искусства мозаики во многих странах мира. Сегодня эта возможность есть и у посетителей Государственного Русского музея.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года