Николай Ефименко. Живопись

Николай Ефименко. Живопись

7 февраля — 1 марта 2009
Музей нонконформистского искусства
Пушкинская, 10

«Бунтарь и отшельник, мыслитель и крестьянин», — таким виделся художник Николай Ефименко (1934-1994) знавшим его коллегам и друзьям. Трагический путь художника, его напряженная, полная драматизма, внутренняя жизнь, поиски своего пути в искусстве отражены не только в сохранившихся дневниковых записях, но и в колористическом и композиционном драматизме самих полотен Ефименко. «Его искусство можно сравнить со вспышкой молнии, в свете которой причудливо оживают тайники души художника и возникают его неповторимые фантазии и откровения. Порой, он, как заблудившийся путник, блуждает в своем ирреальном мире, мучается, страдает, ищет и не находит, но всегда в его сознании идет поиск, поиск состояния души и выражения ее на полотне». (С. Миненков)

Родом из астраханских казачьих станиц, Ефименко прожил более 30 лет в небольшом шахтерском городке в Приэльбрусье, вдали от столичной художественной жизни. Пройдя путь от соц. реализма и искренней веры в коммунистические идеалы, через значительный этап формальных экспериментов и собственных проб различных модернистских течений, в конце жизни художник пришел к религиозным сюжетам и попыткам иконического письма.

На выставке в Музее нонконформистского искусства представлены работы из частной коллекции Данияла Хаджиева. Большинство работ коллекции написаны художником в Кабардино-Балкарии с 1986 по 1991гг. – наиболее яркий и плодотворный творческий период Николая Ефименко. Выставка его произведений в Санкт-Петербурге – дань памяти самобытному художнику, мыслителю и поэту.

Биография Николай Ефименко родился в 1934 году на хуторе Бирюков Астраханской области.

После окончания Краснодарского Художественного училища в 1960-м году, по распределению попал в маленький шахтерский городок Тырныауз Кабардино-Балкарской АССР. Работал там художником — оформителем на крупном горнодобывающем промышленном комбинате. Выполнял госзаказы — писал монументальные соцреалистические полотна.

С 1961 года постоянно участвовал в региональных выставках. Вошел в биобиблиографический словарь «Художники народов СССР»(1983 г.и.).

70-е гг. – переломные годы для художника, эксперименты с цветом и формой, отход от соц. реализма.

С 1985-го года начинается новый, наиболее плодотворный для художника период. Значимой для Ефименко стала встреча с коллекционером и меценатом Даниялом Хаджиевым, предоставившим художнику все условия для свободного творчества.

В 1991-м году художник уезжает из Кабардино-Балкарии и возвращается в Астраханскую область, где проводит последние годы жизни.

В 1993 году состоялась выставка работ Николая Ефименко в Москве в Центральном Доме Художника – первая и единственная крупная персональная выставка мастера. Выставка проходила в Москве в дни августовского путча.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года