Евгений Антуфьев. Мифы моего детства

Евгений Антуфьев. Мифы моего детства

22 мая — 27 июня 2009
Галерея Глобус
Лофт Проект ЭТАЖИ
Лиговский пр. 74, 5-й этаж

Когда пространство общего «взрослого» мифа схлопнулось, основой для создания и восприятия реальности, стало собственное познание. Но миф всегда выступает как источник нормативной деятельности, способ спасения.

   Необъяснимость зримого и изолированность чуждого (того, что за дверью) требует объяснения. Для этого ребенок создает глобальную и фантастическую космологию, включает любое жизненное событие в развернутую метафорическую и символическую систему значений: нельзя наступать на трещины (умрет мама), когда спишь нужно подворачивать одеяло, создавать «кокон» (иначе кто-то заберет тебя), не закрывать дверь в ванную, когда моешься (чтобы была возможность сбежать, когда из стока проникнет существо), если тебе наступили на ногу надо наступить в ответ (или умрет мама), всегда задергивать шторы (проникнут существа).

   Момент смерти матери и похищения/нападения существ по большому счету основные моменты, причем эта связь работает и в обратном направлении (суеверия беременных, молодых матерей) любой переходный/зачаточный период время наибольшей уязвимости, некой ущербности (бреши в защите), но в то же время необычайной чувствительности, пластичности восприятия, готовности проникнуть в новые сферы. Ассоциативная связь вещей принимается за связь идей, как нечто органическое.

   Любая позднейшая деятельность человека попытка вытеснить страхи выдуманные (подменив их страхами реальными, смерть перестает казаться чем-то необратимым, существа заменяют зримые образы), но подменна неизвестного и неоформленного на знакомое и повседневное, вытесняет и цементирует пластическое восприятие реальности. Лишь пребывая в постоянном страхе (пусть и на границе восприятия), человек/художник может сохранить пластичность. Сейчас мифологическое сознание – это уже не форма преодоления (пусть мнимого) незнания, а скорее способ безболезненного погружения в незнание, создание собственной защищенной модели существования. Создание ритуала как цементирующей основы условной реальности, спасение от возможного.

   Существует множество способов защиты от утраты/нападения, но избежать опасности полностью возможно лишь, когда соответствующим образом организована вся жизнь и пространство вокруг себя. Очень важны телесные элементы как самые сакральные, нуждающиеся в защите и в то же время атакующие (посланники в мир).

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года