Оружейное искусство города Тулы XVIII-XIX века. Из собрания Государственного Эрмитажа

Пистолеты кремниевые. Мастер Илья Салищев.

8 апреля 2005 г. — 8 января 2006 г.
Государственный Эрмитаж
Меншиковский дворец
Справочная о выставках Тел: (812) 571-34-20
Факс: (812) 312-1567

Выставка включает более ста экспонатов из коллекции тульского оружия, хранящейся в Арсенале Государственного Эрмитажа и считающейся одной из самых крупных в мире. Эрмитаж впервые представляет в таком масштабе коллекцию тульского оружия и дает возможность увидеть художественное своеобразие русского оружия, познакомиться с историей его создания. Литературные источники говорят о том, что оружие в Туле изготовлялось уже в конце XVI века. Одним из ранних свидетельств деятельности тульских мастеров является редкий экспонат — большая чугунная пушка 1694 года с вычеканенной надписью: «Лета 7202 (1694) в декабре делал сию пушку туленин (житель Тулы) казенный кузнец Михаил Афанасьев». Толчком к развитию оружейного дела послужила Северная война. Военные реформы Петра I предусматривали создание нескольких новых центров оружейного дела. Одним из важнейших стала Тула. Значительную долю продукции оружейных заводов и мастерских города составляло боевое вооружение, выполненное безукоризненно в техническом отношении, но почти не декорировавшееся. Свидетельство тому — массивное ружье 1700 года. В основной части экспозиции демонстрируется охотничье и парадное оружие ХVIII века. Заслуживают внимания охотничьи ружья работы выдающихся мастеров — Ильи Салищева, Алексея Леонтьева, Ивана Полина. Взяв за основу творчества достижения лучших оружейников Европы той эпохи, прежде всего — французских и отчасти немецких, тульские мастера сумели не только достичь их уровня, но и во многих случаях превзойти их. Это касается и оформления оружия. Иллюстрацией могут служить работы Ильи Салищева, который искусно украшал стволы ружей сложными орнаментально-сюжетными композициями, включавшими в барочный орнамент образы русского прикладного искусства (птицы Сирин, например). Если обратиться к клинковому оружию, то и при его создании тульские мастера не только не уступали, но и во многом превосходили европейцев в выборе форм и конфигураций кинжалов, ножей, кортиков, полусабель и проявляли исключительную изобретательность в средствах и приемах декорировки. Своеобразной «доминантой» выставки является серия так называемых «гарнитуров», чаще всего охотничьего назначения, состоящих из нескольких предметов, выполненных в одном стиле. Поражает богатством и изяществом отделки с применением чеканки, резьбы и золочения комплект, состоящий из кремневого ружья и двух пистолетов, заказанный оружейникам Тулы императрицей Елизаветой Петровной в 1751 году для своего фаворита графа Алексея Разумовского. По убранству ему не уступает другой комплект, созданный выдающимся тульским мастером Иваном Лялиным около 1790 года и принадлежавший императрице Екатерине II. Гарнитур состоит из ружья и двух пистолетов и необычно декорирован. Все три предмета оправлены в слоновую кость, а стальные детали, начиная со ствола, искусно инкрустированы золотом и серебром. В экспозиции представлена большая группа детского и миниатюрного оружия работы тульских оружейников. Это уменьшенные образцы огнестрельного оружия, отличающиеся предельной чистотой и точностью исполнения. Многие из них были заказаны императрицей Екатериной II для своих внуков, Великих князей Александра, Константина и Николая. Следующий раздел выставки посвящен оружейному искусству Тулы XIX века. Интенсивное развитие оружейного дела в Европе в этот период и широкая механизация производства сказались и на особенностях выпускавшегося в Туле оружия. Показательны произведения Гольтяковых, Н. Захавы и других, выполненные по образцам револьверов систем Кольта, Смита и Вессона и декорированные в стиле эпохи — резьбой по вороненому фону. Характер происходивших изменений иллюстрируют работы известных мастеров того времени Михаила Бурдыкина и Алексея Бабякина. Работы Бабякина представлены на выставке дуэльным набором, выполненным около 1840 года и ружьем, созданным в 1866 году. Оружейное искусство Тулы XIX века испытало и известное влияние «эпохи историзма». Здесь представлены образцы ударного, клинкового и огнестрельного оружия, воспроизводящие творчество мастерских московской Оружейной палаты XVII века. К выставке издательством Государственного Эрмитажа выпущен научный иллюстрированный каталог. Автор каталога и куратор выставки — Юрий Александрович Миллер, заведующий Арсеналом, кандидат исторических наук.

 
Кортик охотничий с ложкой, вилкой и ножом.
Кортик охотничий с ложкой, вилкой и ножом.
Палаш. Мастер А. Афанасьев.
Палаш. Мастер А. Афанасьев.
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года