«Валентин Серов в Русском музее». Живопись и графика

 В.А. Серов. Портрет Иды Рубинштейн. 1910.  Холст, темпера, уголь. 147 х 233   Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Инв. № Ж-1915

3 ноября — 13 февраля
ГРМ, корпус Бенуа, наб.канала Грибоедова д.2

В 2005 году исполнилось 140 лет со дня рождения мастера.

Русский музей обладает важной — по размерам и по качеству — частью творческого наследия Серова. Здесь хранится 359 его произведений, в том числе 56 картин, 266 рисунков, 35 гравюр, 2 скульптуры (бронза и фарфор), отразивших многообразие поисков мастера в течение трех с половиной десятилетий его деятельности.

К бесценным сокровищам музея также принадлежат хранящиеся в отделе рукописей около пятидесяти писем, телеграмм, открыток Валентина Серова, представляющие мысли художника по различным вопросам художественной и общественной жизни страны.

Картины В.Серова входят в постоянную экспозицию Русского музея, регулярно включаются в представительные экспозиции русского искусства за рубежом. Однако, графика Серова известна меньше.

Бумажные материалы гораздо труднее сохранить от разрушающего света, их нельзя экспонировать долго, поэтому серовская графика – не менее важная часть его художественного наследия — сравнительно мало известна. Именно поэтому на экспозиции новой выставки Серов представлен в значительной степени графическими произведениями. Среди них и первые опыты юного художника, проходившего обучение под руководством И.Е.Репина, и множество подготовительных материалов, и впечатления, зафиксированные в набросках, и меткие карикатуры, а также законченные портреты и композиции.

Экспозиция включает около 100 рисунков 25 живописных произведений, 24 гравюры из собрания ГРМ. На выставке впервые во всей полноте предстанет коллекция работ Серова из Русского музея, дополненная рядом шедевров из Третьяковской галереи — портретами Великого князя Павла Александровича, певца Франческо Таманьо, художника Исаака Левитана, коллекционера Владимира Гиршмана, а также работами из провинциальных музеев.

Одним из сюрпризов выставки является занавес к балету «Шехеразада», любезно предоставленный на выставку Г.П.Вишневской и М.Л.Ростроповичем. Шедевр изобразительного искусства экспонируется в России впервые с момента его создания в 1911 году.

ВАЛЕНТИН СЕРОВ

Валентин Александрович Серов — родился в семье композиторов А.Н.Серова и В.С.Серовой (урожденная Бергман, известная также своей популизаторской деятельностью), в 1865 г в Санкт-Петербурге. Кроме музыкантов, в их доме бывали М.М.Антокольский, И.Е. Репин. К тому же сам отец будущего художника был страстным любителем рисования. Редкая наблюдательность и способности к рисованию пробудились у мальчика рано, а условия, в которых он рос, благоприятствовали развитию дарования. Особенно юному Вале нравилось рисовать коней, любовь к изображению этих животных он пронес через всю свою жизнь. Сначала Серов учился у немецкого художника-офортиста А.Кёппинга, затем его учителем стал И.Е. Репин, которому, по совету М.М.Антокольского, показывала рисунки сына мать художника. Два года Серов, 8 — 9-летним мальчиком, занимался рисованием и живописью под руководством великого мастера в Париже (в 1874-1875) и мастерской великого художника в Москве (готовиться к поступлению в Академию художеств). Учитель приводит юного Серова в дом промышленника и мецената С. И. Мамонтова, где собирались художники и любители искусств. Летом мамонтовский художественных кружок переезжал в подмосковное имение Мамонтова Абрамцево. Кружок просуществовал с 1878 по 1893 годы, за это время в имении были организованы мастерские старинных художественных ремесел, ставились любительские спектакли (способствовавшие созданию в 1890-х гг. Московской частной русской оперы). В Абрамцевский кружок входили А. М. и В. М. Васнецовы, М. А. Врубель, К. А. Коровин, И. И. Левитан, М. В. Нестеров, В. Д. Поленов, К. С. Станиславский и другие. Валентин Александрович был самым молодым участником Мамонтовского художественного кружка.

В 1880 году Валентин Серов поступает в Императорскую Академию художеств, к прославленному П.П.Чистякову, а также продолжает посещать мастерскую Репина. В это время молодой художник сближается со своим однокурсником М.А.Врубелем, дружба с которым будет продолжаться всю жизнь и окажет большое влияние на творчество Серова. Получив от Академии малую серебряную медаль за этюд с натуры, Серов с разочарованием оставил это заведение в 1884 г. и, переехав в Москву, принялся работать самостоятельно, все более и более совершенствуясь в различных жанрах живописи, преимущественно в портретном.

Большое значение в формировании художественных взглядов Серова имела его жизнь в Абрамцеве и Домотканове. В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой «Девочка с персиками» (1887), портрет М.Я.Симонович («Девушка, освещенная солнцем») и пейзаж «Заросший пруд. Домотканово» (оба — ГТГ). На конкурсе Московского Общества любителей художеств (МОЛХ) за холст «Девочка с персиками» Серов получил Первую премию, а известный коллекционер П.М.Третьяков приобрел полотно «Девушка, освещенная солнцем».

В 1887 году Серов женился на молодой учительнице Ольге Федоровне Трубниковой, воспитаннице его родственников Симоновичей. Семья была большой и дружной. Детей В.А. Серов любил нежно и с удовольствием писал их. Портрет-картина «Дети» (1899, ГРМ), где изображены сыновья художника Юра и Саша привлекает лиричностью и тонким постижением детского характера.

Широкая известность портретиста принесла Серову многочисленные заказы на исполнение парадных «великосветских» портретов. Хотя художник всегда сердился, когда его называли портретистом, ведь Серова увлекали разные жанры. В 1900 – 1903 годах он работал в Архангельском над портретами членов семьи князей Юсуповых: З.Н.Юсуповой, Ф.Ф. Юсупова-отца, Ф.Ф. и Н.Ф.Юсуповых, (все в ГРМ). Лучший из них – элегантный и точный – изображает княгиню Зинаиду Николаевну, последнюю представительницу древнего рода, в среде ее дома в Архангельском.

   После написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897, ГРМ), матери миллионеров Морозовых, и картины-портрета С.М. Боткиной (1899, ГРМ), показанного на Всемирной Парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника. Современники говорили, что Серова нередко боялись, из-за прозорливости, неподкупных оценок, даже упрекали в том, что он шаржирует модель.

Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника. В Петербурге Серов стал очевидцем расстрела рабочих на 5-й линии Васильевского острова и это потрясло его... «Он слышал выстрелы, видел убитых. С тел пор его характер резко изменился — он стал угрюм, резок, вспыльчив и нетерпим: особенно удивляли всех его крайние политические убеждения», — писал о Серове Репин. В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств. В альбоме художника появилась картина, исполненная темперой, «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?» (1905, ГРМ).

В эти годы еще больше оттачивается мастерство Серова-рисовальщика. Портреты-рисунки Ф. И. Шаляпина, К. С. Станиславского, И. М. Москвина, В. И. Качалова, Н. А. Римского-Корсакова, М.А. Врубеля, Л.Н. Андреева составляют гордость русского искусства.

В 1897—1909 преподавал в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВ). Среди его учеников — П.В.Кузнецов, Н.Н. Сапунов, М.С.Сарьян, К.С.Петров-Водкин, Н.П.Ульянов, К.Ф. Юон. На рубеже 1890-1900 годов художник обращается к прошлому русской истории. Появляется цикл карандашных рисунков, гуашей, акварелей, картин темперой, маслом. Небольшие композиции кажутся необычайно жизненными, будто написаны с натуры («Выезд на охоту Петра II и Елизаветы Петровны», 1900, ГРМ). Серов входит в состав объединения «Мир искусства» с момента его возникновения. Он придавал большое значение живописи на исторические темы, а потому участвовал в создании серии картин — наглядных пособий по русской истории. В те же годы Серов иллюстрирует юбилейное издание сочинений А.С. Пушкина.

В мае 1907 года Серов едет в Грецию, которая произвела на него огромное впечатление. В античной классике художник восхищен декоративностью памятников, их соразмерностью. Он стремится воплотить увиденное и передать существо легендарной истории, красоту мифологии Эллады. Художник создает ряд вариантов «Одиссея и Навзикаи» (1910, ГТГ, ГРМ).

Не менее интересна работа В. А. Серова в театре. Интересом к монументальному и декоративному искусству было вызвано особое решение портрета танцовщицы Иды Рубинштейн (1910, ГРМ). Примерно с в то же время появившиеся эскизы художника к постановке оперы «Юдифь» А.Н.Серова (Мариинский театр, 1907) стали классикой отечественной театральной живописи. Большой успех имел в Париже и в Лондоне. занавес к балету «Шахерезада», который был создан для Русских балетных сезонов С.П.Дягилева в Париже.В нем отразился присущий дягилевской антрепризе дух новаторства, ошеломившего театральный Париж.

Умер Валентин Серов в возрасте сорока шести лет от приступа стенокардии рано утром 22 ноября 1911 года, когда спешил на портретный сеанс к Щербатовым.

 
Серов В.А. Портрет О.К. Орловой. 1911. Х., м. ГРМ
Серов В.А. Портрет О.К. Орловой. 1911. Х., м. ГРМ
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года