Богдан Мамонов. «Версии»

Богдан Мамонов. Обезьяна. 2005, смеш.техн., 140х120 см

14 декабря 2005 – 14 января 2006
(В детстве я думал, что моя бабушка произошла от обезьяны)

Открытие 14 декабря в 18.00
Галерея «ФАЙН АРТ», Б. Садовая 3, корп. 10
Тел./Факс: (095) 251 7649

Два воспоминания определяют сюжет этой выставки. Оба они относятся к воспоминаниям раннего детства. Про теорию Дарвина о происхождении видов, я узнал года в четыре: отец сказал мне, что человек произошли от обезьяны. Я был любознателен и легковерен и немедленно попросил показать мне эту обезьяну, полагая, что она и есть мой прадед, которого я никогда не видел, но которого очень желал иметь.

При всем том, мне было прекрасно известно, что прадед у меня существовал и, что, на самом деле, он не был обезьяной. Он был немцем, что в ту эпоху, было, пожалуй, похуже.

Звали его Григорий Шпейер. Помимо строительства мостов, чем он и был известен, прадед занимался любительской фотографией.

Впрочем, увлечение его было своеобразно – он снимал стереоскопические, то есть двойные дагерротипы, позволявшие получать объемные изображения.

Для этого Григорий Карлович выписал из Франции специальный аппарат – таксифот, позволявший демонстрировать стереоскопические снимки. (Интересно, что этот аппарат использовался, в то время, в особого рода заведениях, для показа порнографических картинок за деньги).

Судьба прадеда плачевна. В 1932 году он был репрессирован и погиб в камере при невыясненных обстоятельствах. Его имущество было конфисковано, но чудом, сохранившийся фото архив оказался у моего отца.

С тех пор, я испытываю на себе магию удвоений. В них есть нечто порочное, как есть и в фотографиях прадеда, хотя с виду они — типичные бюргерские пасторали: толстые дети, томные немецкие девушки, дачные забавы. Но двойной снимок, порождающий протовиртуальность, создает особо интимное переживание, заставляющее зрителя чувствовать себя вуайеристом.

И как тут не вспомнить борхесовского ересиарха: «зеркала и деторождение порочны, ибо они умножают мир».

Искусство есть также умножение мира, поэтому оно постыдно, как постыдна сама мысль о том, что человек произошел от обезьяны.

Богдан Мамонов

 
Богдан Мамонов. Версия. 2005, смеш.техн., 60х180 см
Богдан Мамонов. Версия. 2005, смеш.техн., 60х180 см
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года